В 90-е годы прошлого века ислам в Республике Кыргызстан начинает переживать период возрождения. Такая тенденция характерна для многих республик бывшего Советского союза, в том числе и Кыргызстана. Повсеместно началось строительство мечетей, празднование религиозных праздников, посещение пятничных намазов и так далее.
Исходя из результатов нашего исследования, из числа верующих более трети держали пост, четверть читали пятикратный намаз, 75% в случае брака проводили обряд никах, около 60% посещали мечеть, 80% платили закят во время поста. Около 15% респондентов посещали святые места.
В течение многих веков вследствие способности ислама приспосабливаться к местным условиям и традициям, с одной стороны, и к освящению и регламентации всех сторон жизни своих последователей - с другой, произошло тесное переплетение культуры, быта народа и религии. Сегодня значительное число людей воспринимают их в неразрывном единстве. Мусульманские праздники, обычаи, обряды считаются органической частью этнической культуры, им придаётся значение этнической традиции. Неслучайно более 70% татар-горожан в числе национальных праздников назвали религиозные, а более 80% отметили соблюдение религиозных обычаев, обрядов, праздников, причем не только верующими, но и неверующими.
В целом процессы, происходящие в развитии религиозности у татар, аналогичны таковым и у кыргызов: наряду с общим ростом религиозности, проявляющимся в усилении религиозного сознания и активизации религиозного поведения, она имеет на первый взгляд достаточно поверхностный и формальный характер. Многие, особенно молодые, не знают даже основ ислама. Весьма немногочисленны, даже среди тех, кто считает себя верующим, соблюдающие обязательные для истинного мусульманина принципы ислама: шахада, пятикратный намаз, орозо, закят и саадака, хадж. Известно, что ислам не требует обязательного посещения мечетей, и они не играют роли аналогичной церкви в православии. Но коллективная молитва в исламе считается более богоугодной, где бы она ни совершалась: дома, на площади или в мечети. Тем не менее привлекает внимание активность молодёжи в посещении мечетей. Вероятно, в современных условиях этот факт воспринимается ими как явление национальной культуры, как знаковый элемент, подчеркивающий самость индивида как представителя своего этноса. Не исключается при этом и влияние определенной моды, поведения друзей и сверстников.
Основой религиозной веры у современных татар чаще является их внутреннее самоощущение. Не случайно более 75% респондентов в городах республики отметили: «внутренне считаю себя мусульманином». Очевидно, в современном религиозном восприятии догматические, институциональные нормы относятся к числу второстепенных. Большее значение приобретают нравственно-этическая сторона ислама и его роль в качестве компонента национальной культуры и этнообразующей составляющей.
Некоторые в исламе видят надежду на возрождение татарского народа, его культуры, нравственных устоев. Эта позиция разделяется многими татарами. По их мнению, в условиях утери национальной государственности, языка и культуры только благодаря исламу татары смогли сохраниться как общность. Именно поддержку религии более половины (52%) сельских жителей и около трети (27%) горожан назвали необходимым условием для возрождения татарского народа. Таким образом, имеет место среди татар «реисламизация» - проявление не столько религиозных чувств, сколько этнического самосознания, своеобразного «религиозного национализма».
...продолжение следует
Аниса Бикбулатова,
Профессор Кыргызского национального университет им. Ж. Баласагына