Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные кочевые и полукочевые племена стали социальной опорой модернизаторской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд
Современное развитие Королевства Саудовской Аравии свидетельствует как о немалых достижениях в экономической и социальной сферах, так и о возникновении новых трудностей, порожденных в ходе стремительного процесса модернизации. Созданное в начале XX в. на основе примитивного бедуинского общества, саудовское королевство к концу века кардинально трансформировалось, вобрав в себя традиционные основы арабо-исламской цивилизации, некоторые плоды и достижения современной западной культуры. Новое интегрированное состояние саудовского общества очень сложно, но его надежными (пока) скрепами являются ислам и традиции в духовной сфере и государство в общественной сфере.
Опыт развития Саудовской Аравии за последнее десятилетие показал важность государства как главного субъекта социально-экономического развития. Очевидно, что в королевстве оно играет важную роль в экономической, социальной, политической, а также в культурной и духовной жизни. Но прежде рассмотрения деятельности государства в этих сферах обратимся к рассмотрению его природы. Саудовское государство- иноприродно западной модели современного государства, притом что у них общая цель: обеспечение условий для развития общества в условиях рыночной экономики. Основатель Саудовской Аравии после завоевания и покорения в 1900-1920-е годы различных частей Аравии взял за образец нового государства образ Халифата времен первых, «праведных» халифов, основным принципом которого был шариат. В то же время в более отсталом Неджде Ибн Сауд положил в основу формирования государства концепцию уммы (религиозной общины), а в более развитой провинции Хиджаз - концепцию светского централизованного государства с элементами представительной власти. Возникновение такого симбиоза двух разнородных начал государственности было вызвано прагматичной целью - объединить Аравию под властью одной династии, но имело долгосрочные последствия.
Само по себе сочетание светского и духовного, религии и политики характерно для политической культуры ислама со времен Халифата. Однако в условиях необходимости государственного строительства, с учетом усиливающихся потенциальных угроз власти династии Ааль Сауд со стороны как некоторых групп племен Аравии, так и Великобритании, желавшей большей степени контроля над Аравией, Ибн Сауд не имел времени на постепенное установление в ходе модернизации гармоничного сочетания начал исламской и светской государственности. Первые были в обществе сильнее, но были враждебны переменам, вторые, очевидно, необходимы, но не имели опоры в обществе.
В тогдашних конкретно-исторических условиях Ибн Сауд сделал своей важной опорой племенное начало: различные кочевые и полукочевые племена стали социальной опорой модернизаторской политики короля и источником легитимности династии Ааль Сауд. При этом в действительности он не намеревался сохранить племенные основы социальной организации или принцип консенсуса в отношениях с племенами, все это с очевидностью препятствовало централизации власти в масштабах страны. Племена нужны были ему для решения конкретных задач и лишь в ослабленном виде. Если бы Ибн Сауд оказался выразителем интересов только кочевых племен, страна вернулась бы к состоянию Раннефеодального застоя, если бы он склонился в сторону городской буржуазии Хиджаза и отдал преимущество интересам торговцев и ростовщиков, то потерял бы свою опору в центральной Гравии. Сознавая это, Ибн Сауд сразу стал строить государство как институт высшей политической и социальной ценности. Тем самым созданное им государство превращалось не только в арбитра различных социальных сил и регулятора экономической жизни, но и в патриархального патрона. В то же время традиционная патриархальная форма отношений маскировала их изменившуюся суть и смягчала для жителей пустынной Аравии восприятие перемен.
В отсталой Аравии лишь государство обладало возможностями для проведения модернизации всего общественно-производственного организма (правда, в отличие от западных стран то была не созидающая, а догоняющая модернизация). Опыт республиканской Турции, в которой в основу государственного строительства был положен принцип этатизма, также учитывался королем. В фундамент созданного Ибн Саудом государства были положены начала религиозные, племенные и светские. Этот противоречивый симбиоз позволил не только выжить новому государству, но и - благодаря нефтяному фактору - сформироваться своеобразной модели государственности. Важными системообразующими элементами этой модели стали принципы ислама (включая шариат), патриархального патернализма и светскость государственности западного образца. Авторитарный королевский режим обладал всей полнотой законодательной и исполнительной власти, а также контролировал систему административного управления в провинциях. Режим стремился к сохранению религиозной и племенной лояльности, впоследствии - также лояльности социально-политической. Центральный аппарат государственного управления (Совет министров) обладал направляющими, регулирующими и контролирующими функциями в экономической жизни. Политическая жизнь протекала в специфической форме внутридинасти-ческих, внутриклановых или межплеменных взаимоотношений, власть должна была считаться с мнением и улемов (семья аш-Шейх), и племенной аристократии (семьи Джилуви, Сунайян и др.). Социальное развитие отчасти протекало стихийно, отчасти регулировалось государством, исходившим из исламских и национально-государственных соображений.
Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и финансовых корпораций
В ходе модернизации, проводимой королем Фейсалом в 1964-1975 гг., усилился абсолютистский характер власти короля за счет умаления исламских и племенных начал (но не отказа от них). Главенство государства оставалось бесспорным. Жесткая вертикальная организация власти смягчалась в некоторой степени традициями патернализма и племенной демократии. Однако по мере модернизации саудовского общества и упрочения в социально-экономической жизни начал капиталистического строя и буржуазного общества (по западной модели) государство оказалось вынужденным реагировать на столь кардинальные перемены.
Важным рубежом в развитии государства стал 1992 г. Саудовская Аравия была провозглашена арабским, исламским, полностью суверенным государством, религией которого является ислам, а конституцией - «Книга Аллаха Всевышнего и Сунна Его Пророка». В стране сохранялась монархическая форма правления, в основе которого лежат принципы «справедливости, совета и равенства». Был создан Консультативный совет из назначаемых королем «благочестивых и достойных людей» для участия общества в делах государственного управления (фактически совещательный орган власти был воссоздан на основах старого Совета (маджлиса), существовавшего 1926-1936 гг. в Хиджазе). Экономической и социальной основой государства являются «собственность, капитал и труд». Государство гарантирует неприкосновенность частной собственности, берет на себя защиту ислама и воплощение в жизнь основ шариата, в соответствии с которым обеспечивает права человека. Оно поддерживает систему социального обеспечения и поощряет благотворительность. Тем самым был подтвержден системообразующий принцип саудовской государственности - принцип этатизма, что еще более сблизило ее с западной моделью государственности, в которой во второй половине XX в. проявлялось все более активное вмешательство государства в экономическую, политическую и социальную жизнь страны.
К концу XX в. в основном завершился процесс модернизации в саудовском обществе. Согласно долгосрочным планам и последовательным действиям государства в стране возникла современная экономика, основанная на современных производительных силах и функционирующая на основе капиталистических начал. В главной отрасли национального хозяйства - нефтегазовой -Действует государственная компании САУДИ АРАМКО. Объем Добываемой нефти остается на высоком уровне, принимаются меры для увеличения ежедневного уровня добычи ради удовлетворения спроса со стороны растущих потребителей Китая и Индии. В 2008 г. САУДИ АРАМКО разработала пятилетний план расширения своей деятельности. Намечено увеличить объем инвестиций в разведку новых месторождений и обустройство старых месторождений Гавар, Саффания, Марждан, Бери, Зулуф и нового - Манифа (от 10,7 до 13,7 млрд. долл.). К 2013 г. планируется увеличить число эксплуатируемых нефтяных скважин с 187 до 248, объем добываемой нефти до 12,5 млн. бар. в день, а далее - до 15 млн. Добыча природного газа обеспечивает потребности внутреннего рынка, а часть газа экспортируется. САУДИ АРАМКО намеревается увеличить объем добычи газа с 5,5 млрд. футов3 в день до 14,5 млрд.
Курс на диверсификацию экономики за несколько десятилетий привел к изменению соотношения в общем объеме нефтяного экспорта долей сырой нефти и нефтепродуктов в пользу вторых. В разных районах королевства были построены новые нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, намечается строительство новых. Так, САУДИ АРАМКО приступила вместе с другой крупнейшей государственной промышленной корпорацией, САБИК, к модернизации старейшего нефтеперерабатывающего предприятия в Рас-Таннура, мощности завода к 2013 г. возрастут с 2,4 млн. бар. в день до 3,6 млн.
Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять новых зон (промышленных городов) в западной, центральной и северо-западной частях страны
Использование плановых методов развития экономики позволило государству не только сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегически важных промышленных объектах, но и привлекать туда иностранный и национальный частный капитал. Ставка была сделана на создание специальных промышленных зон, начало чему было положено ранее: естественно возникший в конце 1930 - начале 1940-х годов район нефтепромыслов АРАМКО в Восточной провинции, на побережье Персидского залива, стал именно такой особой промышленной зоной. В 1970-е годы опыт его формирования и функционирования был использован при создании новых промышленных зон: в районах Джубайль (побережье Персидского залива) и Янбо (побережье Красного моря). Спустя 20 лет, по мере социально-экономического развития страны, встала задача развития иных, ранее отсталых районов. И вновь эту политику «экономического районирования» целенаправленно проводит государство.
Новые промышленные зоны создаются в районах Джидды, Медины, Хаиля, эль-Харджа, Джизана, Даммама, а еще девять новых зон (промышленных городов) в западной, центральной и северо-западной частях страны. Наиболее крупным из них, видимо, станет Экономический город короля Абдаллы, строящийся на месте небольшого городка Рабиг на западном побережье королевства. В частности, предполагается, что новый морской порт войдет в десятку крупнейших портов мира. В промышленной зоне Медины намечается при содействии специалистов из Малайзии создать наукоемкие, высокотехнологичные производства, а также Город знаний и учебные центры при участии специалистов из университета Тайбея. Стоит отметить обоснованность притязаний саудов-цев на создание постиндустриального сектора промышленности: уже в 2009 г. размеры капитализации рынка информационных технологий в стране оценивались в 135 млрд. риалов, что ставило эту сферу национальной экономики на третье место после финансовой и нефтяной. Примечателен быстрый рост пользователей Интернета в стране: 2008 г. - 7831,4 тыс. человек (34% населения), 2009 г. - 10 033,7 тыс. (34,7%).
Государство объявило о планах развития столицы Эр-Рияда (о формировании новых районов и строительстве метро). Города в королевстве стремительно растут: в 1950 г. 15% саудовцев жили в городах, в 2010 г. - 80%. Численность населения столицы составляла в 1968 г. 350 тыс. человек, в 1992 г. - 2,8 млн., в 2008 г. -4,6 млн., а к 2020 г. ожидается в 11 млн. человек. Город растет горизонтально, 99% жилых домов составляют частные виллы. Ставится задача активизировать высотное строительство. Пока лишь в центре столицы возвышаются башни Фейсалийя и Королевская башня (300 м). Государство намерено совместно с частным капиталом осуществить инвестиции в развитие инфраструктуры (строительство дорог, легкого метро) и энергетических мощностей. Обсуждаются планы создания двух городов-спутников с населением по 15 млн. человек. Частные банки готовы оказать финансовую помощь правительству в реализации такого рода масштабных проектов, но очевидно, что главную роль в их реализации вновь будет играть государство.
В 2009 г. было объявлено о готовности двух государственных инвестиционных фондов (Саудовский фонд промышленного развития и Фонд общественных инвестиций) поддержать создание двух крупных нефтехимических заводов на побережье Красного моря в районе г. Джизан (зона Джизан экономик-сити). Это будет одна из девяти новых экономических зон (экономических городов), создание которых планирует Генеральное инвестиционное управление Саудовской Аравии. Создание таких промышленных зон, по планам власти, решает две стратегические задачи: расширение сотрудничества государства и частного сектора, а также создание новых рабочих мест для быстро растущей численно саудовской молодежи.
Естественной частью социально-экономического развития является создание современной инфраструктуры. За годы первого восьмого пятилетних планов в стране была с нуля создана система современных автомобильных дорог, модернизированы или заново построены крупные морские торговые и пассажирские порты и аэропорты. Эти объекты обеспечивают условия для успешного функционирования внутреннего рынка и экспортно-импортных операций. При создании инфраструктурных объектов государство изначально сделало ставку на активность частного капитала, и это себя оправдало. Точно таким же образом государство начало действовать в сфере энергетики, но там раз за разом возникали различные проблемы - как недостаточной эффективности частных компаний, так и нехватки инвестиций для развития отрасли.
Важно отметить, что государство не осознается как самодостаточное в процессе социально-экономического развития. Еще в 1962 г. реформатор Фейсал назвал седьмым пунктом в своей программе реформ (знаменитые «десять пунктов») нерушимость принципа частной собственности. Немного позднее, в 1966 г., в одном из интервью король-реформатор Фейсал сказал: «Мы намереваемся двигаться вперед благодаря широкому планированию, ведомые нашими исламскими законами и верой... Мы избрали экономическую систему, основанную на свободном предпринимательстве, так как мы убеждены, что она абсолютно подходит к нашим исламским законам и соответствует условиям нашей страны, предоставляя возможность людям, обладающим инициативой, и любым группам работать для общего блага. Это не означает их безудержного роста, мы будем вмешиваться, когда правительство сочтет это необходимым, но без нанесения ущерба основному принципу...»
В 1980-е годы, по мере угасания нефтяного бума и по мере создания основ современной экономики и современного общества (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), власть приступила к проведению приватизации, главная цель которой -увеличение степени участия частного капитала в национальной экономике. Это стало важной частью политики экономической либерализации. Намечалось, в частности, повышение эффективности действующих предприятий, облегчение условий внешнеторговых операций при гарантиях Саудовского фонда развития и перемещения капиталов, финансирование производственных проектов в развивающихся странах также при поддержке этого фонда, обращение иностранной валюты внутри страны. Предусматривалось создание наряду с государственными учреждениями образования и здравоохранения частных учебных заведений и медицинских учреждений.
Нефтяная, точнее нефтегазовая, сфера была и остается под контролем государства, а доходы от нее - в распоряжении государства. В 2000 г. королевским декретом был создан Высший совет по нефти и минеральным ресурсам. Все иные отрасли национальной экономики, созданные за последние десятилетия, составляют потенциальные объекты для приватизации. (Еще одним безусловным исключением из списка приватизации стала Национальная кооперативная страховая компания.)
Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономическая стратегия государства.
Теперь государство позволяет частному сектору действовать в сферах, бывших ранее исключительно в его владении. Гибкость правительственной политики видна в том, что частному капиталу предлагаются две формы приватизации: полный переход предприятия в частные руки и частичный, с сохранением государственного участия (не менее 40%). В начале 1980-х годов частный капитал получил 30% акций крупнейшей промышленной компании страны САБИК. В 1997 г. начался процесс частичной приватизации государственных телефонных сетей страны (для повышения эффективности деятельности и снижения стоимости операций). Несколько частных компаний в сотрудничестве с государственной Почтовой службой начали осуществлять быструю доставку почты и посылок. По степени важности и сложности на первое место в процессе приватизации следует поставить национальную авиакомпанию «Саудия». Она остается монополистом на внутренних и заграничных авиалиниях, принося значительные убытки государству. Различные попытки в 1980-1990-е годы рационализировать управление и снизить издержки успехов не принесли. Путем ее приватизации правительство надеется улучшить обслуживание пассажиров, увеличить прибыльность компании, рационализировать расходы, диверсифицировать источники дохода компании. Важным шагом к достижению этой цели стало создание по решению Совета министров в октябре 1998 г. частной акционерной Национальной компании авиаперевозок, участником которой стала и «Саудия».
Из крупных проектов приватизации можно назвать также Морские порты, службы коммунального хозяйства. В июле 2007 г. Решением короля Абдаллы как председателя Высшего экономического совета список объектов для приватизации пополнился. В него вошли Корпорация по опреснению морской воды (предлагается не менее чем 60%-ное участие частного капитала в отдельных операциях корпорации), Саудовская электроэнергетическая компания (дополнительный капитал необходим для реализации масштабных проектов энергогенерирующих мощностей), Саудовская железнодорожная организация (средства необходимы для строительства новых участков пути и 35 переходов для автомобилей и верблюдов на существующей дороге Эр-Рияд-Даммам), такие важные социальные объекты, как биржи труда, а в сельскохозяйственном секторе - ветеринарные пункты и сети водоснабжения.
В августе 1999 г. правительством был одобрен проект, разработанный Высшим экономическим советом королевства, предложившим в рамках экономических реформ программу приватизации. Главные ее цели таковы: «Безопасность и благосостояние общества. Неуклонный рост национальной экономики, обеспечивающий реальное увеличение доходов населения. Стабилизация цен. Обеспечение рационального использования рабочей силы и оптимизация трудовых ресурсов, включая "саудизацию". Контролирование национального долга в разумных пределах. Справедливое распределение доходов, инвестиций и возможностей деятельности. Диверсификация экономики и увеличение доходов государства. Создание прочных правовых основ для инвестиций. Обеспечение правительством возможностей роста национальной экономики в соответствии с целями национального развития. Усиление способности национальной экономики к эффективному вхождению в мировое хозяйство. Расширение вклада частного сектора в национальную экономику путем реализации правительством программы приватизации».
Эволюция саудовского национального хозяйства от моноотраслевого к многоотраслевому, наметившаяся еще в 1980-е годы, но обретающая реальные черты спустя 20 лет, очевидно, повлечет за собой изменения в отношениях государства и частного сектора. С сокращением доли нефтяных доходов в бюджете слабеет способность государства к абсолютному доминированию вследствие монопольного контроля над ресурсами. По мере возрастания доли ресурсов в виде собираемых налогов верховной власти необходимо договариваться с отдельными группировками правящей элиты об условиях изъятия ресурсов. Таким образом, диверсификация саудовской экономики со временем должна сказаться и на социально-политической жизни королевства.
Со сменой эпох неизбежно должна меняться и экономическая стратегия государства. Остаются в прошлом принципы «мобилизационной экономики», обеспечившие в 1970-1990-е годы высокие темпы экономического роста. Но то, что было 20 лет назад плюсом, сейчас становится минусом. Национальное хозяйство и его новые движущие механизмы обретают современные реальные очертания, и открывается, что сами по себе «рыночные силы» не в состоянии обеспечить успешное развитие королевства. В стране давно сформировался государственно-монополистический уклад наряду с частным капиталистическим укладом, и их взаимодействие способно организовать лишь государство.
Стоит отметить, что, несмотря на очевидную «нефтяную» и «аравийскую» специфику, названная «двуслойность» саудовской экономики вполне обычна для Запада. Ф. Бродель четко различал «капитализм в разных его формах» и «рыночную экономику» или «два этажа» западной экономики: «сектор монополистический и сектор конкурентный», видя в том «живую диалектику капитализма». Специфика саудовской экономики состоит в том, что власть не отделена от собственности, и правящая семья Саудидов в то же время управляет конгломератом различных промышленных и финансовых корпораций. Это позволяет ей через формальные и неформальные механизмы регулировать экономическое развитие как на уровне государственно-монополистического уклада, так и на более низком уровне. Интересы национальной экономики и интересы государства совпадают в главном, и это соображение однозначно требует от последнего способствовать развитию капиталистической (и - возможно, в будущем - посткапиталистической) экономики.
Основой социального развития королевства служит нефтегазовый сектор. Так, несмотря на быстрый рост численности населения с 22,5 млн. человек в 2004 г. до 25,4 млн. в 2009 г., объем ВВП надушу населения неуклонно рос, составив соответственно 41 668 и 55 535 риалов. Продолжительность жизни увеличилась с 54 лет в 1975 г. до 72,7 лет в 2007 г., что выше, чем в большинстве арабских и развивающихся стран. Уровень детской смертности (на 1 тыс. детей) понизился со 185 в 1970 г. до 26 в 2005 г. Основная Часть населения проживает в городах: 1975 г. - 58,3%, 2010 г. -82,1%. Благодаря активной политике государства сформировались Новые социальные силы: национальная буржуазия, рабочий класс, интеллигенция, бюрократия. Развитие системы образования было и остается одним из важнейших приоритетов саудовского государства. Закончилась эпоха «нефтяного опьянения», когда казалось, что все можно купить за нефтедоллары. Ныне все больше внимание обращается на развитие человеческого фактора. В 1998 г. усилия властей по ликвидации неграмотности в королевстве были отмечены специальной премией ЮНЕСКО. В последнее десятилетие, несмотря на финансовые трудности, расходы государства по статье «развитие человеческих ресурсов» остаются в бюджете одними из самых больших (будучи неизменно на втором месте после расходов на оборону и безопасность): 2008 г. - 104,6 млрд. риалов (25,5%), 2010 г. - 137,4 млрд. (25,5%).