Слово садака используется для обозначения того, что человек добровольно дает тем, кто нуждается в деньгах, продуктах или чем-то другом. Хотя садака часто используется вместо слова закят (одна из форм садаки) или как его синоним, понятие садаки гораздо шире.
Закят является одним из пяти столпов ислама и является фардом (обязательным поклонением) для мусульман. Фитр – это закят для тела, который необходимо выплачивать в конце священного месяца Рамадан. Следовательно, чтобы отделять от закята и фитра другие формы помощи, обычно используются различные термины, в том числе термин «садака-и татавву» (добровольная милостыня).
Как и каким образом следует предлагать помощь, разъясняется в аятах Священного Корана и хадисах пророка Мухаммада ﷺ. Следующие аяты напрямую относятся к милостыне:
«О, верующие! Не уничтожайте свою милостыню попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество напоказ людям, не веря при этом в Аллаха и в Судный день» (Бакара, 264).
В 271-м аяте говорится:
«Если вы даете милостыню открыто, это хорошо. Но если вы скроете [ее] и отдадите бедным, так будет лучше для вас» (Бакара, 271).
Наконец:
«[Давайте милостыню также] бедным, которые задержались на пути Аллаха и не могут ездить по земле [чтобы зарабатывать себе на жизнь]» (Бакара, 273).
В исламе пожертвования и благотворительность имеют особое значение. Желательно все это делать анонимно. Это необходимо для защиты чести и достоинства нуждающегося, чтобы он не стыдился и не чувствовал себя ущербным, а также для того, чтобы пресечь всевозможные сплетни. Пророк Мухаммад ﷺ также подчеркивал, что «левая рука не должна знать, что дает правая».
Не видеть тех, кому оказываешь помощь, не ставить себя выше нуждающихся, а также хвастаться другим своими пожертвованиями – все это одна из важных составляющих турецких традиций, которая имеет многовековую историю.
Садака таши (камень помощи) – это благотворительная система, существовавшая в Османской империи для предотвращения попрошайничества и борьбы с бедностью. Садака таши также известен как зекат таши (камень закята), хаджет таши (камень потребности), фукара таши (камень бедноты), хайрат делиги (отверстие для помощи), хаджет йери (место потребности), ихтиячгях (место нужды), зекат куюсу (колодец закята).
Садака таши были сделаны из небольших каменных столбов, которые устанавливались рядом с мечетями, фонтанами, мостами, некоторыми усыпальницами, обителями дервишей, гостиницами, больницами, а также на некоторых главных улицах.
На поверхности этих камней находилось неглубокое углубление. Те, кто хотел оказать помощь, клали туда свои деньги. А те, кто был в нужде, не ходили и просили милостыню, а приходили к садака таши и брали столько, сколько им было необходимо.
И благотворитель, и получатель предпочитали все это делать в темное время суток. Это продуманная система благотворительности уберегала получателя от стыда, а жертвователя – от гордыни и лицемерия. Садака таши была одной из форм солидарности османского общества.
Садака таши обычно изготавливались из гранита или мрамора, они имели различные размеры, формы и типы. По своей функциональности они были простыми, незамысловатыми и скромными. Высота сохранившихся камней варьируется, поскольку земля вокруг них засыпана, они потеряли свою первоначальную высоту.
Считается, что их первоначальная высота составляла 0,80-1,40 м. Большинство садака таши были сделаны из бывших античных колон, поэтому их диаметр различаются. У сохранившихся камней диаметр варьируется от 26,5 до 60 см. В середине поверхности камня находится небольшое углубление, похожее на чашу, диаметром от 4 до 9 см.
В те времена бумажных денег не было, и садака таши были приспособлены под единственный вид денег – монеты. На протяжении веков в Османском государстве самой важной формой валюты были маленькие серебряные монеты (с 1329 по 1834 год). Первая османская бумажная банкнота – кайме – была выпущена во время правления султана Абдулмеджида в 1840 году.
Кроме того, были распространены садака таши квадратной, прямоугольной или шестиугольной форм. Считается, что садака таши использовались еще со времен сельджуков. В небольших мечетях, не имевших минарета, муэдзин, поднявшись на такие камни, читал азан. Поэтому эти камни также стали известны как азан таши – камни азана.
Также можно встретить необычные образцы садака таши. Например, во дворе мечети Сулеймание есть садака таши, которая была спроектирована в виде ниши в стене. Она расположена рядом с фонтаном, напротив гробницы Мимара Синана. Такие садака таши в народе были известны как отверстие для помощи.
Нет сомнений, что садака таши – это изящный способ помочь тем, кто стеснялся просить о помощи. Они также представляют собой особое культурное наследие османского общества, которое необходимо сохранить.