Волжская Булгария, существовавшая на территории Среднего Поволжья в X–начале XIII века, оставила яркий след и наследие в истории современной России и Восточной Европы.
Она имела очень выгодное географическое расположение, так как находилась на слиянии двух крупнейших рек Восточной Европы – Волги (Итиль) и Камы (Чулман).
А в то время именно речные артерии выполняли функцию дорог – через них шли торговые пути, осуществлялись политические и экономические связи. Особую роль в истории Волжской Булгарии сыграли города Булгар, Биляр, Сувар и Саксин.
Среди них своей самобытностью и богатыми археологич
ескими находками выделяется Биляр, который располагался в центре Западного Закамья на левом берегу реки Малый Черемшан, правого притока реки Большой Черемшан, впадающей в Волгу.
Археологические остатки города – так называемое Билярское городище, находится около современного села Билярск в Алексеевском районе Республики Татарстан.
С XII века и плоть до уничтожения монголами в 1236 году Биляр был столицей Волжской Булгарии. В русских летописях с 1164 года он упоминается как «Великий город».
Основываясь на путевые заметки (Рисале) Ибн Фадлана, ученые считают, что город был основан при булгарском хане Алмуше в 922 году. До монгольского нашествия Биляр был самым большим городом Волжской Булгарии.
Современные археологические исследования показывают, что тогда площадь Булгара составляла чуть более 25 га, то Биляра более 800 га. В то время он был практически в два раза больше Киева, площадь которого составляла 400 га и являлся крупнейшим городом Восточной Европы.
По словам археолога Вячеслава Баранова к 2015 году изученность Билярского городища составляла лишь 3%. В период расцвета города в нем примерно проживало 50 тысяч жителей. Для сравнения в это время в Лондоне проживало всего лишь 18 тысяч жителей.
Город быстро рос и процветал как центр торговли и ремесел, став важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом на Шелковом пути.
Его стратегическое расположение позволило ему преуспевать, и Биляр стал известен как плавильный котел разнообразных культур и религий.
Археологические раскопки и письменные источники говорят о том, что в городе мирно сосуществовали разные конфессии.
Так кроме мусульманского кладбища здесь также обнаружено православное кладбище, где все захоронения производились по канонам христианства.
Ибн Фадлан в своих заметках на полу шатра хана Алмуша упоминает об армянских коврах, что говорит о возможном присутствии в Биляре армянских мастеров.
По словам историка Искандера Измайлова, в целом в Волжской Булгарии к представителям авраамических религий относились очень толерантно, однако были довольно непримиримы к язычникам.
История Биляра – это не только завоевания и правители, но и яркое культурное наследие, формировавшееся на протяжении веков. Город был центром искусства, литературы и музыки, на его шумные улицы стекались ученые и поэты.
Он сыграл решающую роль в развитии литературы Волжской Булгарии, здесь создавалось множество рукописей и произведений искусства. К сожалению, все это было сожжено и погибло во время монгольского нашествия в 1236 году.
Пожалуй, наиболее известным объектом Билярского городища являются остатки Соборной мечети. Это самое древнее из известных культовых сооружений не только домонгольской Булгарии, но и Северо-Восточной Европы в целом.
Соборная мечеть славилась своей поразительной архитектурой и размерами. Ее общая площадь достигала 2500 м2. До наших дней дошли лишь остатки Соборной мечети: фундамент, фрагменты оснований стен и колон, основание минарета.
Ханафитский мазхаб: был ли он традиционным для волжских булгар?
В северо-западной части Билярского городища, у подножия горы «Хуҗалар тавы» расположен святой источник. Это место является местом паломничества людей различных конфессий, населяющих современный Татарстан и соседние регионы.
Все они верят в целительные свойства этого источника и святость этой горы.
Эта часть городища-заповедника благоустроена и включает в себя родник, места для совершения обрядов и жертвоприношений, лестницы с подъемом к монументу, который символизирует единение религий.
К сожалению, в наши дни на пропитанной духом ислама земле Биляра можно видеть совершение татарами языческих обрядов: подвязывание на ветки деревьев лоскутков ткани, обход вокруг камня и другие.
Эти обряды не относятся к исламу и являются элементом идолопоклонничества.
Богатая и разнообразная история города Биляр является свидетельством высокого развития, которого добились в своего время жители этого города.
История Биляра, от его скромного зарождения как поселения волжских булгар до роли процветающего культурного и торгового центра, имеет непреходящее значение.
Сегодня Билярское городище-заповедник представляет собой живой музей под открытым небом, хранящий отголоски своего прошлого и приглашающий посетителей изучить его увлекательную историю.
Все фото: Ислам-тудей