В самом сердце Британского музея появилась обновленная Галерея исламского мира, которая состоит из двух залов (залы 42 и 43) и демонстрирует новый взгляд на ислам. Исламская коллекция Британского музея включает разнообразные элементы материальной культуры, созданные мусульманами с VII века и до наших дней на огромном географическом пространстве от Западной Африки до Юго-Восточной Азии: от археологических артефактов до предметов современного искусства, от картин и сосудов, сделанных для мусульманских правителей, до предметов повседневной жизни. Эта новая галерея объединяет во времени и географии историю всего мусульманского мира.
Галерея исламского мира Британского музея появилась благодаря щедрым пожертвованиям Фонда Альбухари. Фонд Альбухари – это некоммерческая организация, базирующаяся в Малайзии и имеющая представительства во многих странах мира. Многие инициативы Фонда основываются на ценностях сострадания, терпимости и сосуществования с целью содействия формированию более справедливого и толерантного мира.
Коллекция галереи состоит из более чем 100 000 предметов с VII века до наших дней. Она выросла до таких размеров за два с половиной столетия за счет щедрых пожертвований отдельных коллекционеров, кураторов и организаций, археологических раскопок, антропологических полевых исследований и приобретений.
Первые предметы поступили от сэра Ганса Слоана (1660–1753), врача, который собирал материальные артефакты различных культур (вся его коллекция насчитывала около 71 000 предметов), которые он приобрел, чтобы понять и рассказать историю человечества. Он завещал всю свою коллекцию народу, и после его смерти в 1753 году она составила основу для фондов Британского музея.
Среди его предметов, относящихся к исламскому миру, наиболее интересной является коллекция персидских амулетов с кораническими надписями, которые были переведены для Слоана Сулейманом Диалло – мусульманином из Бунду (Сенегал), привезенным в Лондон в качестве раба в 1733 году, а затем освобожденным.
В XIX веке при сэре Августе Волластоне Фрэнксе (1826-1897), хранителе британских и средневековых древностей и этнографии, коллекция значительно выросла. Фрэнкс считается «вторым основателем музея», добавившим в коллекцию более 3000 предметов из исламского мира. У него было четкое представление о том, какие типы предметов следует собирать в музее, и в особенности он сосредоточился на предметах, на которых были даты, имена производителей и надписи.
Среди друзей Фрэнкса были крупные коллекционеры, в том числе Фредерик Дю Кейн Годман (1834-1919) и Джон Хендерсон (1797-1878), коллекции которых также поступили в музей. В коллекции Хендерсона стоит отметить группу изделий из серии «Венето-Сарацина» – это металлические изделия, сделанные в Египте для итальянских правителей и видных купеческих семей.
Непревзойденным элементом коллекции Годмана являются изделия из керамики: османская керамика «Изник», глянцевая керамика «Кашан» из Ирана и великолепная испанская керамика в мавританском стиле, всего около 600 предметов. Данная коллекция попала в музей после смерти дочери Годмана – Эдит в 1983 году.
XIX век стал периодом, ознаменовавшим рост интереса Европы к Ближнему Востоку. Людям даже не нужно было ехать за восточными предметами на Ближний Восток, продавцы антиквариатом сами привозили их в Европу. Британские официальные лица, дипломаты, солдаты, археологи, миссионеры, лингвисты и другие люди также собирали предметы в мусульманских регионах, где они работали и путешествовали, которые затем попали в музей. Сэр Чарльз Эдвард Йейт (1849-1940), например, был британским солдатом и чиновником в Индии, участвовал во Второй англо-афганской войне (1879-1880). В 1885 году он стал свидетелем разрушения минаретов мечети Гаухаршад в Герате, в Афганистане, и сохранил некоторые фрагменты глазурованной плитки XV века, которые в конечном итоге попали в Британский музей.
Замечательный ученый Эдвард Уильям Лейн (ум. 1876 г.), чьи публикации включают труд «Традиции и обычаи современных египтян» (1836 г.), купил в Каире китайскую фарфоровую флягу с водой из колодца Замзам в Мекке.
В 1853 году другой знаменитый деятель, дипломат и путешественник Ричард Фрэнсис Бертон (ум. 1890), переодевшись в мусульманина, совершил хадж в Мекку. Его собственная простая металлическая фляга для воды Замзам была подарена музею его вдовой Изабель.
Археологические находки составляют важную часть коллекции. На двух крупных раскопках на Ближнем Востоке были обнаружены удивительные предметы. В Самарре в Ираке – столице аббасидских халифов между 836 и 892 годами, немецкие археологи Эрнст Герцфельд и Фридрих Сарре раскопали резную и расписную штукатурку, которая когда-то украшала стены домов и дворцов. Вместе с большим количеством керамики и других предметов она поступила в музей после окончания Первой мировой войны (1914-1918).
Находки из раннесредневекового порта Сираф в Персидском заливе, раскопанного Дэвидом Уайтхаусом в 1960-х и 1970-х годах, раскрыли роль этого города в истории торговли в Индийском океане. Как описано в рассказах Синдбада в «Тысячи и одной ночи», когда-то огромные океанские корабли, курсировали по всему Индийскому океану вплоть до Китая. Здесь были обнаружены предметы со всего мира, от индийских кухонных горшков до китайского фарфора. Находки Сирафа также обращают внимание на производство предметов повседневного обихода, в том числе украшений из перламутровых ракушек.
С момента создания музея этнографический материал – предметы, относящиеся к изучению народов и культур, были важным компонентом коллекции Британского музея. Друг сэра Августа Волластона Фрэнкса, Генри Кристи (1810–1865), богатый бизнесмен, который занимался продажей турецких полотенец в Великобритании, завещал музею несколько тысяч предметов из исламского мира.
В последующие годы этнографическая коллекция расширилась в результате полевых исследований и включала приобретение важных групп материалов из Йемена и Палестины. Позднее Лейла Инграмс (1940–2015 гг.) пожертвовала более 400 предметов XX века с Аравийского полуострова и Африки, собранных в результате деятельности ее родителей и путешествий по Хадрамауту и Занзибару.
Таким образом, в новой галерее Фонда Альбухари представлена замечательная коллекция предметов, которые были собраны воедино с течением большого промежутка времени. Вместе они представляют собой свидетельство богатства и широты культуры исламского мира.