Мимар Синан, несомненно, был величайшим архитектором Османской империи. Его значение и влиятельность часто сравнивают с его современником из Италии Микеланджело. Это установленный факт, что Мимар Коджа Синан («Великий архитектор Синан») был одним из самых плодовитых архитекторов всех времен. Жители Турции и туристы знают его как архитектора мечети Сулеймание в Стамбуле и мечети Селимие в Эдирне - его шедевра. Но он также спроектировал более 350 сооружений, включая мечети, мавзолеи, больницы и хамамы, по всей территории Османской империи.
Хотя ключевые работы Мимара Синана демонстрируют пик творчества архитектора, интересны также его менее известные творения. Некоторые из его меньших по масштабам и менее знаменитых проектов - прекрасная возможность познакомиться с архитектурными достижениями в более интимной - и менее многолюдной - обстановке, чем его известные проекты. Одно из таких «менее известных» зданий Синана - мечеть Шемси-паша.
Эта крохотная мечеть находится в Стамбуле в районе Ускюдар недалеко от паромных причалов. Туристы, которые переходят на азиатскую сторону через Ускюдар, часто посещают только примечательную мечеть напротив пристани, мечеть Михримах-султан, также спроектированную Мимаром Синаном. Но всего в нескольких минутах ходьбы от пристаней в направлении Девичьей башни находится мечеть Шемси-паша. Неофициально она известна как Кушконмаз, или «мечеть, на которую не садятся птицы». Такое название появилось в результате того, что мощные ветры, которые дуют с севера через пролив Босфор, очень сильно обдувают здание.
Мечеть была построена Мимаром Синаном в 1580 году, когда ему было уже 90 лет. Хотя некоторым это может показаться удивительным, но период с 1570 года до смерти архитектора известен как главный в его карьере. Именно в это время он экспериментировал с пространством центрального купола и вывел османскую архитектуру на новый уровень совершенства.
Мечеть Шемси-паша, которая была построена одновременно с другой знаменитой мечетью Синана, мечетью Кылыч Али-паша в Топхане, была спроектирована для Великого визиря Шемси Ахмет-паши. Помимо того, что он был великим визирем, Шемси-паша занимал другие многочисленные высокопоставленные политические посты, в том числе был османским правителем Дамаска.
Что касается мечети, которую заказал Шемси-паша, то интересен не ее размер, а расположение и структура самого здания. Это религиозное сооружение занимает привилегированное и специфическое положение прямо на берегу пролива Босфор. Синан всегда уделял особое внимание месту и его окрестностям и приспосабливал предлагаемое здание соответствующим образом.
Этот архитектурный комплекс не является исключением, так как он намеренно адаптирован к берегу пролива. В то время как сама мечеть повернута лицом к Мекке (юго-восток), медресе Г-образной формы (религиозное учебное заведение, которое сейчас используется как библиотека) - расположено перпендикулярно берегу.
Расположение мечети по отношению к медресе - ключевая особенность исламской архитектуры - помогает органично вписать комплекс в место, не нарушая при этом панораму побережья. То, как здание построено с учетом особенностей территории, является классическим проявлением особого стиля архитектора Синана.
Мечеть интегрирована в комплекс, называемый «куллийе» (комплекс, как правило, сочетающий в себе мечеть, медресе, библиотеку, хамам, караван-сарай и так далее), который включает в себя двенадцатиглавое медресе и классную комнату в центре западного крыла, выступающую за стену медресе.
Медресе относительно недавно отреставрировали, и за аркадными колоннами пространство библиотеки во всю длину закрыто системой тонированного остекления. Облик стеклянных окон за историческими аркадами создает интересный контраст между историческими и современными архитектурными элементами. Купольные помещения медресе теперь используются в качестве части складских помещений библиотеки.
Пространство между осью мечети и крытыми крыльями медресе образует закрытый двор спереди и сзади мечети. Передний двор функционирует как сад у входа в комплекс и содержит небольшое кладбище. На территории этого компактного захоронения надгробия увенчаны каменными «шляпами», которые изображают род занятий умершего (похороненные здесь в основном были военными или правительственными чиновниками).
Визуально внутренний двор мечети через декоративные решетки связан с проливом Босфор, и нет ничего необычного в том, что люди сидят здесь на скамейках и читают в спокойной атмосфере. Задний двор используется как внутренний двор для доступа к мечети и недавно отремонтированному медресе. Это оазис безмятежности, который готовит человека к тихой молитве. Раньше мечеть граничила с песчаным пляжем, что позволяло рыбакам приплывать на своих лодках и входить прямо в мечеть для молитвы по тропинке, ведущей к входу.
На северной и восточной сторонах мечети есть входной портик, который повторяет L-образную форму медресе. Интерьер мечети - и ее единственный минарет, установленный в одном из углов мечети - скромны и отражают тот факт, что ее основатель занимал должность Великого визиря всего лишь 6 месяцев.
Интерьер представляет собой небольшое однокупольное пространство диаметром 8 метров с красивыми верхними окнами, которые богато окрашены. Центральную люстру украшает глазированная керамическая яйцевидная форма, которая имитирует страусиное яйцо. Забавный факт: прежде в люстрах использовались настоящие страусиные яйца, чтобы отпугивать тем самым пауков и избегать появления паутины внутри мечетей. Это, пожалуй, самая маленькая мечеть, построенная великим визирем, но она приобрела престиж благодаря тому, что находится на набережной.
Рядом с мечетью находится «тюрбе» (гробница-мавзолей в османской архитектуре, усыпальница знати или известных духовных лидеров) Шемси-паши, могила основателя, обращенная к Босфору. Подобное соседство является необычной особенностью османских мечетей, поскольку обычно гробница отделена от главного здания. Вогнутая лепнина с очертанием четверти круга также является своеобразной характеристикой, которая отличает эту мечеть от других в Стамбуле, и еще одна причина совершить поездку в Ускюдар и посетить эту маленькую жемчужину Мимара Синана.