20 лет назад, 24 июня 2005 года, на территории Казанского Кремля состоялось историческое событие: открытие мечети Кул-Шариф. Этот день стал не просто датой в календаре, а символом возрождения исламской культуры в Татарстане. К юбилею представляем 10 малоизвестных фактов о легендарном сооружении.
Сеид и накиб аль-ашраф: Кул Шариф – последний накиб аль-ашраф Казанского ханства, потомок пророка Мухаммада ﷺ (сеид), поэт и дипломат. 2 октября 1552 года (по старому стилю) он погиб при обороне Казани от войск Ивана Грозного, поднявшись на крышу главной соборной мечети Казани с оружием в руках.
Шихабуддин Марджани в своем знаменитом историческом труде «Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») оставил следующую информацию:
«Когда в конце 961 года (1552 год по Григорианском календарю) Россия победила татар, завоевав город Казань с его округой, внутри крепости находилась соборная мечеть с восемью минаретами, кроме того, около так называемого «Таджикского оврага» была еще одна мечеть и медресе, в которых находились ученые, представители рода аббасидов (шарифы из аббасидов) и несколько сеидов из рода Али во главе с накиб аль-ашрафом – муллой Шариф Кулом (имеется ввиду мулла Кул Шариф). У мусульманских ханов и городского населения эта личность имела большой авторитет и уважение» [Марджани Ш. Мустафад аль ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. Казань, 1900. С. 2].
Таким образом в Казани жили сеиды и шарифы – потомки пророка Мухаммада ﷺ и потомки его рода Бану Хашим, они имели большой авторитет в Казанском ханстве. Кроме того, во главе сеидов и шарифов Казани находился накиб аль-ашраф. Нужно отметить, что должность накиба аль-ашрафа возникла еще в Аббасидском халифате, в его обязанности входило следить за количеством сеидов и шарифов в стране.
Идея увековечить имя Кул Шарифа возникла в 1995 году, когда президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ о воссоздании мечети как «архитектурного памятника предкам». Строительство завершилось в 2005 году, к 1000-летию Казани.
Строительство стоимостью 500 млн рублей (в ценах 1996–2005 гг.) почти полностью оплачено пожертвованиями. В списках меценатов — 40 тысяч имен: от иранского правительства (подарили ковры ручной работы) и арабских шейхов до бабушек и дедушек, отдавших часть пенсии. Пять томов с именами жертвователей хранятся в Музее исламской культуры при мечети.
Почему 8 минаретов? Историческая соборная мечеть XVI века имела 8 минаретов. Воссозданный вариант ограничился четырьмя основными (высота – 58 м) и двумя малыми, но сохранил символизм через восьмиугольную форму здания, отсылающую к исламской традиции.
Окна купола выполнены в форме тюльпана – символа возрождения татарского народа. Сам купол (39 м) повторяет очертания «Казанской шапки» – «короны ханов», ныне хранящейся в Московском Кремле. Внутреннее убранство украшено аятами Корана, мозаиками и орнаментами, что делает ее одной из самых красивых мечетей России.
В 1990-х годах в России не хватало технологий для реализации такого проекта. Основные строительные работы производила турецкая компания «Odak Group». Мрамор и гранит для облицовки были привезены из Урала. Люстра весом 2 тонны создана из хрусталя в Чехии, а 1700 м² ковров для молитвенных залов – дар Ирана.
В 2000 году Казанский Кремль стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство мечети на его территории вызывало возмущение: «Многие считали, что современное здание разрушит исторический облик».
Но один функционеров ЮНЕСКО, бывший генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Мунир Бушенаки позже признал: «Казанский Кремль – символ мирного сосуществования ислама и православия».
Изначально Кул-Шариф задумывалась как мемориальный комплекс с открытием лишь на Курбан-байрам и Ураза-байрам. Благодаря настойчивости горожан:
• С 2006 года здесь проводят пятничные намазы;
• Сегодня это главная джума-мечеть Татарстана, принимающая до 1 700 верующих внутри и 10 000 на площади.
Стены мечети украшены мозаикой, ганчевой лепниной и позолотой по технологиям времен Казанского ханства. Суры Корана на арках написаны вручную – аналогов такой каллиграфии в России нет. Здание стоит за зданием бывшего юнкерского училища. Геологи обнаружили: здесь нет подземных пустот, что уникально для Кремля.
Предположительно историческая мечеть стояла на месте Благовещенского собора, но точное место неизвестно. Для нового строительства выбрали площадку за юнкерским училищем, чтобы:
• Не повредить археологические слои;
• Создать панорамный вид с реки Казанки.
Легенда гласит, что московский Собор Василия Блаженного, построенный в честь покорения Казани впитал в себя архитектуру той самой разрушенной соборной мечети в Казани. Архитектурных подтверждений нет, но символический диалог очевиден:
• 1552 год: гибель мечети – триумф Ивана Грозного;
• 2005 год: возрождение – знак примирения культур.
• Мечеть входит в топ-5 самых фотографируемых мечетей мира;
• Музей исламской культуры, расположенный в цоколе мечети, посещают более 500 000 человек ежегодно;
• Ночная подсветка включена в список лучших световых шоу России.
• В мечети хранится фрагмент кисвы Каабы.
Таким образом открытая в 2005 году мечеть стала больше, чем местом молитвы. Это мост памяти, соединивший эпоху Казанского ханства с современным Татарстаном. Мечеть стала примером единства. Как заметил имам Зуфар хазрат Галиуллин, участвовавший в проекте строительства: «Ее строили всем миром — татары, русские, турки, арабы».
Она является символом межрелигиозного диалога в современной России, так как в 200 метрах от мечети стоит православный Благовещенский собор — и оба храма открыты для верующих и туристов. Мечеть Кул-Шариф доказала, что исламская архитектура может быть современной, но в тоже время напоминать о своих исторических корнях.
Все фото: Ислам-тудей
Дамир Гайнутдинов