Фетва: о выплате закята
Вопрос:
Ассаляму алейкум. Можно ли давать закят на постройку мечети?
Ответ:
С именем Аллаха Милостивого, Милующего. Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
В Куръане Всевышний Аллах определяет категории людей, которым можно отдавать закят:
إنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَ الْمَسَاكِينِ وَ الْعَامِلِينَ عَلَيْهَا و الْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَ فِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَ فِي سَبِيلِ اللهِ وَ ابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللهِ و اللهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ. (التوبة/٦٠)
Смысл: «(Обязательные) пожертвования (именуемые закятом) передаются только бедным (у кого средств недостаточно) и нищим (это те, у кого нет средств на жизнь), тем, кто их собирает (а также распределяет и ведет учет закята), и тем, чьи сердца (и расположение) хотят завоевать, (для выкупа) рабов (работающих на свое освобождение – мукатаб), должникам, (для расходов) на пути Аллаха и путникам (у которых нет средств продолжить свой путь). Так установил Аллах. И Аллах — Знающий, Мудрый» («Тауба», 60 аят).
Поясним, что имеется в виду под каждой из категории лиц, упомянутых в аяте:
1. Бедным считается тот, кто имеет самый минимум, и чьё имущество не достигает размера, с которого уплачивается закят.
2. Нищим считается тот, у кого ничего нет.
3. Те, кто собирает, а также распределяет и ведёт учёт закята – это те, кому султан предоставляет полномочия собирать закят, возложенный Аллахом на мусульман, и они идут к людям, собирают закят и посвящают этому своё время, за это султан даёт им из имущества собранного ими закята (в качестве зарплаты, необходимой для жизнедеятельности) в соответствии с проделанной ими работой.
4. Те, чьи сердца и расположение хотят завоевать (и привлечь на свою сторону) – это те, кому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал из имущества закята, стараясь привлечь их на свою сторону, чтобы они вошли в ислам, это были вожди некоторых племён, и в принятии ими ислама была надежда на принятие ислама всем племенем. Позже, когда Всевышний Аллах возвеличил ислам, выплата закята данной категории лиц была упразднена.
5. Для выкупа рабов, работающих на своё освобождение – мукатаб. Аль-Мукатаба – это особый договор между хозяином и рабом, при котором хозяин разрешает рабу заработать определённую сумму денег и выкупить себя.
6. Должником считается тот, на ком имеется долг, и он не имеет имущества, чтобы его выплатить.
7. Слова Всевышнего «для расходов на пути Аллаха» означает расходование на отбившихся от войска воинов. Раньше воины собирались в военный поход на свои средства и, если они оставались без средств в пути, им выплачивали закят.
8. Путником считается тот, у которого нет имущества, чтобы продолжить свой путь, даже если он богат и у него есть имущество на родине.
Аят регламентирует категории людей, которым выплачивается закят. Следовательно, закят не может выплачиваться на постройку мечети или медресе.
Однако, если, допустим, имам мечети подпадает под одну из перечисленных в аяте категорий, то ему можно будет выступить в качестве получателя закята.
В дальнейшем он, может распорядиться полученными деньгами по своему усмотрению и, если пожелает, оплатить часть необходимых средств для постройки мечети.
Также и шакирды медресе нередко попадают под категорию получателей закята, поскольку не имеют собственных средств, достигающих нисаба.
С уважением,
муфтий республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин.
Читайте также:
-
Мусульманин и болезни
В затянувшееся межсезонье в северных широтах нередки вспышки простудных заболеваний и обострение многих хронических болезней. Многих людей болезни в буквальном смысле валят с ног, что непременно сказывается на их психологическом состоянии. Некоторых подобная ситуация повергает в уныние, других заставляет переосмыслить смысл своего существования и взглянуть на этот мир другими глазами.
-
"Бисмиллях" – это дуа и ключ
Бисмиллях – это ключ ото всех дверей и дуа, которое непрерывно произносит все созданное, словами или действиями. Таким образом, это духовная связь с Аллахом. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Его славят семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло бы Его хвалой, но вы не понимаете их восхваления» (аль-Исра 17/44). Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) сказал: «Когда мы ели рядом с посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то слышали, как еда восхваляет Аллаха» (Бухари, Манакиб, 25). Значит, все созданное обретает жизнь с именем Аллаха, и с Его же именем обретает покой и умиротворение
-
Допустимо ли читать намаз дома, если путь до мечети не близкий?
Чтение намаза независимо от места, где это происходит, весьма важно, так как является фардом-обязательным, однако мечеть – Дом Аллаха Та’аля. Совершающий намаз в Доме Всевышнего удостоится благ в 27 раз больше, чем тот человек, который читает намаз где-то в другом месте.
-
Стихийные бедствия или испытания от Аллаха?
Современная наука раскрывает физические причины природных катаклизмов, однако она не может в большинстве случаев объяснить причину этих причин. Ученые связывают воедино причины и следствия. Однако верующий человек знает, что все происходит по воле Аллаха.
-
В чем заключается половина веры?
Здоровье, гигиена и чистота имеют большое значение в религии мусульман. В исламе чистота является обязательством. Все, что окружает мусульманина, в том числе его тело, должно содержаться в чистоте. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Чистота есть половина веры!» Также в другом хадисе говорится: «Аллах Всевышний чист и любит чистоту».
-
Из чего Всевышний создал абсолютно все
Мы попытаемся разъяснить то, что повелел Аллах Всевышний всем своим творениям. Аллах Всевышний по очереди создал разум, дух и свет. Затем Он создал Хранимую скрижаль, джиннов, небеса и землю, звезды. Последним Его творением стал Адам.
-
Что такое "хусну занн"?
Сегодняшнюю статью хочется начать с истории, которая случилась однажды в Османской Турции. Один султан имел обыкновение по ночам обходить свою столицу Стамбул, чтобы воочию проверить, как живут его подданные. И во время очередного обхода он увидел
-
Как нужно пить воду зам-зам, чтобы точно получить исцеление?
Эта вода называется “зам-зам” из-за того, что увидев, как из-под ног младенца Исмаила (мир ему) начала сильным потоком пробиваться вода, его мать Хаджар воскликнула “зам, зам”, что на коптском языке означает “стой, стой”.