Можно ли описывать Аллаха качествами творений? Почему Аллах не может быть подобен творениям?
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Всевышнего Аллаха нельзя описывать теми смыслами, которыми мы описываем творения, но можно описывать теми же словами. Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (ум. в 671 г.х.) писал:
«Две вещи похожи друг на друга не из-за сходства названий, а они похожи друг на друга сами по себе или из-за смыслов, схожих в них» («аль-Асна фи шарх асмаиЛляхи аль-хусна ва сыфатихи», с. 8, Мактаба аль-Асрийя, 2005).
Например, человека можно назвать «знающим» и Аллаха можно назвать «знающим», при этом слова совпадают, а суть и смысл знания в отношении Аллаха и человека совершенно различны.
Поэтому имам Абу Джаʼфар ат-Тахави (ум. в 321 г.х.) говорит в своей знаменитой «Акыде»:
«И кто описывает Аллаха смыслами, которые присущи человеку, впадает в неверие», – то есть не словами, а именно смыслами: нельзя придавать Аллаху те смыслы, которыми мы описываем творения.
Нельзя описывать Всевышнего местом в пространстве, направлением, телом, частями тела, движением, перемещением, звучащей речью и прочими смыслами, которые присущи Его творениям.
Имам Умар ан-Насафи (ум. в 537 г.х.) пишет в «Акаид ан-Насафийя»:
«[Аллах] не является ни акциденцией [свойством тела], ни телом, ни субстанцией. Он не имеет облика, не ограничен, не множественен, не состоит из частей, не делится на части, не конечен. Он не описывается качественными и количественными характеристиками [как творения], не занимает место, существует не во времени. Ничего не подобно Ему, и ничто не выходит из-под [контроля] Его знания и из-под [власти] Его могущества».
В книгах по акыде все эти смыслы относят к атрибуту Всевышнего Аллаха «мухаляфатуху лиль-хавадис», то есть «отличие от созданных» или «несходство с творениями».
Но даже с рациональной точки зрения – логически – можно обосновать, что Творец мира не может иметь ничего общего со своими творениями. Рассмотрим следующее доказательство:
1. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях, детали делают на заводе и т. д.);
2. Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя;
3. Так как вселенная является материей, обладающей энергией и существующей во времени и пространстве, то, следовательно, причина вселенной должна находиться вне этих четырёх категорий.
Также неподобие Бога подтверждается современными научными теориями. Известный английский философ, в конце жизни отказавшийся от атеизма и начавший верить в Бога, Энтони Флю (1923 – 2010) пишет в своей книге «Бог есть», цитируя ученого Брайана Лефтоу:
«Согласно теории относительности, всё, что находится во времени, находится также и в пространстве. Это просто четырехмерный континуум. Невозможно, чтобы Бог находился в этом пространстве в буквальном смысле слова. Если Он не находится в пространстве и если всё, что находится во времени, находится также и в пространстве, то значит Он не находится во времени».
И Аллах знает лучше.