Фетва: «Можно ли описывать Аллаха качествами творений?»

Вопрос:

Можно ли описывать Аллаха качествами творений? Почему Аллах не может быть подобен творениям?

Ответ:

С именем Аллаха Милостивого, Милующего.

Всевышнего Аллаха нельзя описывать теми смыслами, которыми мы описываем творения, но можно описывать теми же словами. Имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (ум. в 671 г.х.) писал:

لأن الشيئين لا يشتبهان لاشتباه أسمائهما في اللفظ وإنما يشتبهان بأنفسهما أو بمعان مشتبهة فيهما

«Две вещи похожи друг на друга не из-за сходства названий, а они похожи друг на друга сами по себе или из-за смыслов, схожих в них» («аль-Асна фи шарх асмаиЛляхи аль-хусна ва сыфатихи», с. 8, Мактаба аль-Асрийя, 2005).

Например, человека можно назвать «знающим» и Аллаха можно назвать «знающим», при этом слова совпадают, а суть и смысл знания в отношении Аллаха и человека совершенно различны.

Поэтому имам Абу Джаʼфар ат-Тахави (ум. в 321 г.х.) говорит в своей знаменитой «Акыде»:

وَمَنْ وَصَفَ اللَّهَ بِمَعْنًى مِنْ مَعَانِي الْبَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ

«И кто описывает Аллаха смыслами, которые присущи человеку, впадает в неверие», – то есть не словами, а именно смыслами: нельзя придавать Аллаху те смыслы, которыми мы описываем творения.

Нельзя описывать Всевышнего местом в пространстве, направлением, телом, частями тела, движением, перемещением, звучащей речью и прочими смыслами, которые присущи Его творениям. 

Имам Умар ан-Насафи (ум. в 537 г.х.) пишет в «Акаид ан-Насафийя»:

ليس بعرض، ولا جسم، ولا جوهر، ولا مصور، ولا محدود، ولا معدود، ولا متبعض، ولا متجزئ، ولا متناه، ولا يوصف بالماهية، ولا بالكيفية، ولا يتمكن في مكان، ولا يجري عليه زمان، ولا يشبهه شيء، ولا يخرج عن علمه وقدرته شيء

«[Аллах] не является ни акциденцией [свойством тела], ни телом, ни субстанцией. Он не имеет облика, не ограничен, не множественен, не состоит из частей, не делится на части, не конечен. Он не описывается качественными и количественными характеристиками [как творения], не занимает место, существует не во времени. Ничего не подобно Ему, и ничто не выходит из-под [контроля] Его знания и из-под [власти] Его могущества».

В книгах по акыде все эти смыслы относят к атрибуту Всевышнего Аллаха «мухаляфатуху лиль-хавадис», то есть «отличие от созданных» или «несходство с творениями».

Но даже с рациональной точки зрения – логически – можно обосновать, что Творец мира не может иметь ничего общего со своими творениями. Рассмотрим следующее доказательство:

1. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях, детали делают на заводе и т. д.);

2. Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя;

3. Так как вселенная является материей, обладающей энергией и существующей во времени и пространстве, то, следовательно, причина вселенной должна находиться вне этих четырёх категорий.

Также неподобие Бога подтверждается современными научными теориями. Известный английский философ, в конце жизни отказавшийся от атеизма и начавший верить в Бога, Энтони Флю (1923 – 2010) пишет в своей книге «Бог есть», цитируя ученого Брайана Лефтоу:

«Согласно теории относительности, всё, что находится во времени, находится также и в пространстве. Это просто четырехмерный континуум. Невозможно, чтобы Бог находился в этом пространстве в буквальном смысле слова. Если Он не находится в пространстве и если всё, что находится во времени, находится также и в пространстве, то значит Он не находится во времени».

И Аллах знает лучше.

Социальные комментарии Cackle