Принцип такафула (исламского страхования)


В соответствии с целевой группой по огранизации такафул-компаний в Малайзии, в такафуле существует три основных принципа, а именно:

(i) взаимная ответственность

(ii) взаимное сотрудничество

(iii) взаимная защита.

Качество быть взаимно ответственными пропагандируется в Исламе. Мусульмане ответственны не только перед Создателем, Аллахом (с.в.т.), но и перед другими творениями. В контексте такафул, чувство ответственности по отношению друг к другу является основой солидарности исламского сообщества. Принципы иллюстрируются с помощью следующих хадисов, составленных в Сахих Бухари и Сахих Муслим.

Отношение верующего и чувство братства друг к другу, как у единого целого. Когда одна из частей тела больна, она будет влиять на весь организм. Верующие в своей любви, милости и сострадании по отношению друг к другу подобны единому телу, так что если какой-либо части тела нехорошо, то страдает все тело. Отношения между одним и другим верующим (в сообществе) – как у здания, где одна часть здания усиливает другие его части. Верующий для верующего – как одно здание, части которого укрепляют друг друга. "У каждого из вас есть ответственность, и каждый из вас отвечает перед теми, кто находится под вашей ответственностью. Каждый из вас несет ответственность, и каждый из вас отвечает за тех, кто находится под вашей ответственностью".

Второй принцип, с которым связана деятельность такафул – взаимное сотрудничество. Это качество сотрудничества среди уммы также проповедуется в Исламе. Принцип сотрудничества определен в Коране и Сунне. Например, стих 2 из суры аль-Маида и стих 177 из Сура аль-Бакара касаются вопроса о сотрудничестве:

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и мстительности...Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток или запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в Пророков (мир им); кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов и тех, кто в долгах; быть стойкими в молитве и практике регулярной благотворительности; выполнять договор, который вы заключили, и быть твердым и терпеливым к боли или страданиям или невзгодам и на протяжении всех периодов жизни. Таковы люди истины, богобоязненные.

Сунна также установила принцип сотрудничества, что показано в сборнике хадисов Абу Дауд: Если кто-либо осуществляет замысел брата, Аллах будет выполнять его замыслы.(Ясир Кади, 2008).

Третий принцип заключается в принципе взаимной защиты от стихийных бедствий. И стихийные бедствия, и процветание посланы Аллахом (с.в.т.), и призыв помогать друг другу можно найти в следующем хадисе, рассказанном Ибн Маджа: Воистину верует тот, кто может обеспечить безопасность и защиту жизни и имущества людей.(Аль-Хаттаб, 2007).

Однако, в соответствии с нынешним развитием, воплощение системы такафула сегодня базируется на нескольких принци-пах, то есть принципы сгруппированы в соответствии с принципами Шариата и общими принципами в исламе. Например,в то время как оригинальный принцип такафула был основан на концепции сотрудничества, или та'авун, сегодня он управля-ется на основе принципа аль-такджири. Следовательно, так же, как обычная система страхования основана на коммерции, и в ней работают крупные компании, в системе такафула также работают бизнес-компании, целью которых является мобилизация средств для получения прибыли. В деятельности такафула, этот принцип, включающий коммерцию, важен, потому что средства, внесенные участниками такафул, должны быть мобилизованы в целях роста.

Если накопленные средства не будут никак использоваться, есть большая вероятность того, что фонд может вскоре истощиться, что в конечном итоге приведет к прекращению соглашения о сотрудничестве. Таким образом, в интересах экономического развития уммы и ислама, накопленные средства фонда должны быть умножены с помощью бизнеса или иной экономической деятельности. В осуществление системы такафула участвуют две стороны, а именно – сторона, которая управляет работой и управлением фондом, и сторона, которая участвует в фонде. Сторона, которая управляет такафул-компанией, может выбрать, какую концепцию или модель применить. В целом, деятельность в сфере такафула сводится к принципам такджири, мудараба, вакала и табарру.


Такджири

Такджири – это арабское слово, означающее коммерческую деятельность. Учитывая, что деятельность такафул основана на концепции коммерции, такафул-операторы должны, следовательно, соблюдать исламские обычаи бизнеса. Нельзя участвовать в тех сферах бизнеса, которые запрещены Шариатом. Кроме того, средства, предоставленные участниками такафула, не могут быть инвестированы в финансовые учреждения на основе риба. Исламская деловая этика и мораль должны строго соблюдаться, и между такафул-операторами и участниками не должно существовать элементов эксплуатации. Также должна быть соблюдена концепция справедливости и честности. Управление такафул-компании должно также избегать тенденции простого зарабатывания прибыли.

Короче говоря, все исламские принципы и философия должна быть подобными во все времена. Методы систематизированного управления и придуманных инвестиций позволят сократить риск потерь, в результате чегобизнес принесет прибыль обеим сторонам, то есть оператору и участникам.

Мудараба

Согласно этой концепции, такафул-оператор действует как мудариб, или предприниматель, который назначается участниками такафула. Участники такафула, с другой стороны, выступают в качестве сахиб-ул-маал, или инвесторов или вносителейсредств. Участники назначают такафул-оператора для мобилизации своих фондов в бизнесах, которые не запрещены Шариатом, а полученная прибыль распределяется между обеими сторонами в пропорции, определенной по взаимному согласию. В этой системе такафула, страховой случай участника зависит от типа страхования, в котором он участвует. Взносы должны делаться ежемесячно или ежегодно, или одной суммой. Эти вклады называются ра'с-ул-мал.

Вакала

В соответствии с концепцией вакала, или концепцией представительства, такафул-оператор выступает в качестве администратора фонда и управляет фондом на началах доверительной собственности от имени участников. Такафул-оператор получает плату за оказанные услуги, используя принцип уджр, и не имеет права на получение прибыли из фонда. Вся полученная прибыль возвращается участникам такафула.

Табарру

«Табарру» – это арабское слово, которое означает «жертвовать», «вкладывать» или «давать на благотворительность». Принцип табарру – суть исламской системы такафула. В системе такафула участники делают два вида платежей, а именно, взнос наих личные сбережения и пожертвование, или вклад, который бы помог другим участникам, которые сталкиваются с трудностями или стихийными бедствиями. Именно эти пожертвования будут использоваться такафул-компанией в осуществлении платежей другим участникам, которые страдают от определенных потерь.

Рабочая концепция

Есть четыре концепции, или модели страховой деятельности, предлагаемые такафул-операторами, а именно: некоммерческая концепция, концепция мудараба, концепция вакала и комбинированная концепция (Абу-Бакар, 2004).

Некоммерческая концепция

Эта концепция включает в себя группу лиц в сообществе, которые взаимно соглашаются предоставлять добросовестные взносы для членов сообщества, которые сталкиваются со стихийными бедствиями или несчастьями. Взносы участников делаются в виде пожертвований и общеизвестны как табарру. Этот вклад в виде задатка может вноситься систематически в течение определенного периода времени, или только в тот момент, когда участник столкнулся с несчастьем. Такафул с помощью этого метода можно также проводить современным и организованным способом. Если этоттакафул управляется организацией, то по-прежнему применяется концепция вакала. Это означает, что оператор будет действовать в качестве представителя, который управляет фондом и получаетоплату за оказанные услуги. Однако участники не будут получатькакой-либо доход от пула фонда, в который они внесли свой вклад.Пример компании, использующей этот метод – компания «АльШейхан Такафул» (Al Sheikhan Takaful Company) в Судане.

Концепция мудараба

Концепция мудараба относится к совместному распределению рисков между оператором и участниками. Оператор назначаетсякак предприниматель, который мобилизует фонд в экономическую деятельность, и доходы, полученные от страхования, будут поделены между оператором и участниками. Как и в других моделях, участники должны внести свой вклад на два типа счетов – общий счет и счет табарру. Согласно этой концепции, оператор не взимает плату за обслуживание или плату за управление за оказание услуг или решение задач при осуществлении такафул. Управленческий илиадминистративный сбор возлагается на фонд участников. В Ма-лайзии это понятие используется Шарикат Такафул Малайзия.

Концепция вакала

По концепции вакала, оператор действует в качестве агента, который управляет взносами и мобилизует фонд участников. Оператор взимает плату за оказанные услуги, и оператор, или агент, не участвует в каком-либо приросте фонда. Все риски, связанные с предпринятым бизнесом, несут на себе участники. Плата за услуги также взимается оператором с прибыли от инвестиций участников фонда. Такафул-оператор оказывает услуги, такие как общий такафул и семейный такафул. В Малайзии эта концепция практикуется «Такафул Ихлас».

Комбинированная концепция

Комбинированная концепция основана на совмещении принципов вакала и мудараба. Такафул-оператор выступает в качестве представителя, который управляет фондом участников, и взимает плату за оказанные услуги. Прибыль, полученная от инвестиций с использованием фонда участников, распределяется между оператором и участниками. Следовательно, модель вакала используется для андеррайтинговой деятельности, в то время как модель мудараба используется для инвестиционной деятельности.

Социальные комментарии Cackle