Годы после разрушения Советского Союза не принесли Таджикистану экономического процветания. Лишь в самом начале перестройки в плену иллюзий некоторые люди возомнили, что жить разобщенно может быть выгоднее, чем жить вместе. Но иллюзии быстро проходят, и разобщенность людей тут же бьет не только по таким экономическим показателям, как валовый национальный продукт, валовый национальный доход и т.д.
Каждая семья начинает жить хуже.
Низкий уровень жизни в Таджикистане постоянно вынуждает мужчин выезжать на заработки в Россию. Из-за массового оттока мужского населения в сельских регионах Таджикистана главной рабочей силой становятся женщины и дети. Они осваивают новые для себя профессии тракториста, агронома. При этом тяжелые условия труда пугают женщин меньше, чем вынужденные разводы и нехватка мужчин.
Деньги, которые присылают в страну находящиеся на заработках таджикские трудовые мигранты, спасают миллионы людей от голода, но обрекают на одиночество тысячи женщин, растет число брошенных детей.
По разным данным, около миллиона граждан Таджикистана уехали в Россию с намерением устроиться на работу. Официальные источники называют цифру в 700 тысяч.
Для семимиллионного Таджикистана выезд миллиона трудоспособных граждан весьма чувствителен. Ко всему прочему добавилось еще и многократно выросшее число разводов.
Несколько лет назад правозащитники предложили наложить запрет на развод по телефону, широко практикующийся в последние годы в стране.
Трижды произнесенное мужем в телефонном разговоре слово "талак" считается достаточным для многих жителей Таджикистана для расторжения брака, т.к. часть таджикских семей не регистрируют брак в ЗАГСе, а ограничиваются никахом. Поэтому в случае развода, в том числе и телефонного, жена и дети остаются и без недвижимости и имущества, нажитого в период существования семьи.
Да и саму жизнь женщины замужем в условиях, когда муж находится несколько лет на заработках, не назовешь хорошей жизнью. Ведь молодой таджик обычно уезжает на заработки еще неженатым. Потом, в один из приездов он женится, а затем вновь уезжает на заработки. В отсутствие собственного жилья у молодой семьи (это является обычным делом), молодая женщина живет на положении прислуги в доме родителей мужа, т.к. муж присылает из России деньги не жене, а своим родителям.
Значительная часть молодых женщин не может устроиться на работу. В сельской местности они могут трудиться в фермерских хозяйствах родителей своих мужей, однако в условиях высоких налогов их предпочитают не оформлять по законодательству. Неофициально они продолжают работать, но они никак социально не защищены. Они не имеют трудового стажа, социальных льгот, будут лишены пенсионных выплат.
Только по официальным данным, с начала года в Таджикистан из России было доставлено более 300 тел погибших трудовых мигрантов, а за 2011 год – более 800 тел. Реальное же количество убитых и погибших на стройках и других опасных работах таджиков больше. Определенная часть таджикских рабочих становятся в России инвалидами, а возвратившись на родину, лишены там социальных льгот.
Из-за того, что в Таджикистане средняя заработная плата составляет примерно 80 долларов, а прожиточный минимум (именно минимум!) составляет примерно 130 долларов, не только отец, но и мать все чаще вынуждены выезжать на заработки в Россию. В этом случае детей оставляют родственникам, которые имеют и своих детей. Это ведет к тому, что дети реально остаются без надзора взрослых.
Почти у 80% безнадзорных детей жив хотя бы один родитель, а во многих случаях оба, и, как правило, они трудовые мигранты.
Сейчас почти 30% таджикских детей не посещают школы. По информации Госкомстата, в Таджикистане зарегистрировано более 176 тысяч работающих детей, большая часть которых - дети трудовых мигрантов. Детский труд часто связан с насилием, которому ежедневно подвергаются подростки. Все это происходит, несмотря на то, что в Таджикистане принят закон об искоренении детского труда, и Таджикистан подписал международные правовые акты об искоренении детского труда и Конвенцию о защите прав ребенка.
В этой связи, признавая всю громаду проблемы, депутаты нижней палаты парламента Таджикистана внесли ряд дополнений и изменений в Семейный кодекс страны, регламентирующих правовое положение детей трудовых мигрантов. Согласно новым поправкам, несовершеннолетние дети, оставшиеся без должного присмотра, до возвращения родителей могут быть отправлены в специализированные детские учреждения.
Таджикские парламентарии были вынуждены предложить новые поправки в семейный кодекс страны из-за увеличения числа преступлений, совершаемых детьми. Как правило, это воровство и мелкое хулиганство, однако есть и тяжкие преступления - торговля наркотиками и проституция.
Для того, чтобы реализовать новые поправки в семейный кодекс Таджикистана, понадобятся, естественно, не благие намерения и заклинания, а деньги. Ведь чтобы безнадзорные дети не были отстранены от учебного процесса, до возвращения родителей были определены в детские дома или интернаты, где дети будут не только учиться, но и воспитываться, потребуются значительные бюджетные расходы. А бюджет Таджикистана дефицитный, а не профицитный. Поэтому даже понимание обществом своих болезней не всегда ведет к их излечению.
Таджикистан является членом ОИС (организации исламского сотрудничества). К сожалению, членство в этой уважаемой международной организации не дает странам возможности решить многие свои реальные проблемы.