Экономический подъем Малайзии – одна из удивительнейших историй современности. Эта юго-восточная страна подарила миру один из последних примеров возрождения, о котором до сих пор идут споры.
Четвертый премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад занимал свой пост с 1981 по 2003 год. Это не только самый долгий период правления в истории страны, но и один из самых длительных периодов правления в Азии вообще. Если обратиться к любому определению роли этой исключительной личности в возрождении Малайзии, то выяснится, что период его деятельности «растянулся почти на 40 лет, начиная с избрания его в Парламент страны в 1964 году и заканчивая отставкой с поста премьер-министра в 2003. Махатхир Мухаммад сыграл ключевую роль в экономическом подъеме Малайзии. За время его руководства Малайзия из аграрной страны, опиравшейся на производство и экспорт сырья, превратилась в развитое индустриальное государство, в котором вклад промышленного сектора и сферы услуг в ВВП составляет 90%. Сегодня доля промышленных товаров составляет 85% от общего объема экспорта. А 80% автомобилей на малазийских дорогах – местного производства».
Махатхир Мухаммад в первую очередь разграничил религию и политику, после чего взял курс на развитие страны. Его знаменитое высказывание: «Если я захочу молиться, я поеду в Мекку, а если захочу знаний, то поеду в Японию» – стало основой общественного сознания малазийцев. В силу чего наряду с современными достижениями, высоким экономическим ростом и уровнем жизни малазийское общество сумело сохранить свои религиозные традиции и культурные основы. Это, действительно, чудо под названием «Малайзия», которое вместе с феноменом Южной Кореи стало одним самых ярких экономических подъемов Азии.
В одном из интервью, на вопрос, почему арабы не могут совершить подобный подъем, Махатхир Мухаммад ответил: «Как мы можем возрождаться, опираясь лишь на славу предков? Египет и страны Персидского залива – это древние цивилизации, эти государства – колыбель человечества. Однако, к сожалению, потомки не смогли продолжить дело своих предков, смогут ли они совершить подъем? Когда вот, перед ними живой пример – это опыт Малайзии, положение которой, в то время когда я взял на себя миссию управления государством, было ничуть не лучше положения большинства арабских стран».
Напоследок хочется сказать, что опыт Малайзии заслуживает изучения и анализа, чтобы быть примером успеха для Персидского залива и арабского мира, благодаря которому арабские страны обратятся к источнику возрождения, а не к формализму демократии, порождающему лишь несчастья и беды.