Начало книгопечатания на арабском языке в России связано именно с изданием Корана. Об этом впоследствии довольно эмоционально и тенденциозно в свойственной ему манере напишет В. Смирнов: "печать была им [российским мусульманам], можно сказать, навязана самими же мудрыми государственными деятелями времен императрицы Екатерины II". Теперь уже общеизвестно, что в 1787 г. в Санкт-Петербурге Екатерина II велит печатать Ал-Коран как по многочисленным просьбам мусульман России, так и преследуя определенные политические цели.
В Казани Коран впервые был издан спустя два года после открытия типографии при Первой казанской гимназии. В 1803 году вышло издание Бурашева. Потом последовали издания Саидова 1804, 1807 и 1809 годов. Следует отметить, что Коран и его части занимают самое большое место среди арабоязычных книг, изданных татарами. Если кораническая литература составляет одну пятую часть всей книжной продукции, то почти половину её составляют издания Корана.
В “Книге о Коране” А. В. Авксентьева и Р. Р. Мавлютова отмечено египетское издание Корана 1833 года, когда вопреки сопротивлению улемов, по приказу Мухаммада Али, он был напечатан в количестве 269 экземпляров. Однако в этом издании было допущено много типографских ошибок, и при Аббасе I, наместнике Египта в 1849-1854 гг., по требованию улемов использование этого издания запретили.
Казем-Бек писал в 1845 году: «Хотя мусульманские богословы не одобряют тиснение самого Алкорана и запрещают всякую спекуляцию им, но тем не менее многочисленные издания его, доселе появляющиеся в чужих краях и в России, расходились между магометанами, даже самые строгие их богословы не отказывались пользоваться ими, выводя из законов одобрительные приговоры:
"Как в отношении верности можно полагаться гораздо больше на печатные издания, нежели на рукописные, то употребление их не считается хулительным в глазах закона".
Это подало повод к тому, что потребность в печатных алкоранах и других духовных книгах увеличивалась год от года, и что изданием их стали промышлять и магометане и христиане в чужих краях. Действительно, в последние годы число изданий Алкорана увеличилось в Казани до чрезвычайности и оттого возникло двоякое зло Мусульманству:
1) по причине дурного надзора и недостатка хороших корректоров, в частных типографиях вышли довольно значительные погрешности, которые в глазах мусульман ослабляют достоинства этой священной книги;
2) такое умножение оттиснутых Алкоранов само собою, разумеется, повредило ценности его и чрез это потерялось к нему уважение между простолюдинами» .
Орфография и структура текста Корана окончательно были канонизированы лишь в 1923 г. официальным изданием в Каире, выполненным под руководством исламских улемов (ученых-богословов) мусульманского университета Аль-Азхар. Поэтому в татарских изданиях, распространенных в ХIХ - ХХ вв. имеются некоторые незначительные отличия. Они сводятся в основном к разнице в делении стихов, установленном для удобства чтения. Известно, что общее количество аятов колеблется от 6204 (в басрийском списке) до 6236 (куфийская копия), а в книгах, которые сейчас печатаются типографским способом, обычно содержится 6226 или 6238 стихов.
Среди рядовых мусульман, в частности нашей страны, широко распространены неполные списки Корана. Из них наиболее распространена так называемая седьмица, т. е. 7-я часть Корана هفتيك شريف Хафт-у-йак шариф (Священный Хефтияк). Он состоит из вступительной главы ("Фатиха"), затем идут 5 первых стихов 2-й главы Корана, затем 36-я глава (Йасин), 48-я и по порядку остальные. Хефтияк составляет почти вторую половину изданий коранической литературы, он издавался около 260 раз. 6 раз издавалась 60-я часть.
Корана الاعظم المبرك حزب Хизб ал-аʼзам ал-мубарак (Великая благословенная часть), которую составил على بن سلطان مجمد القا رى
`Али б. Султан Мухаммад Ал-Кари (1014/1605). Страницы ее были оформлены в виде текста в рамке с надстрочными знаками, иногда с примечаниями на полях.
Главы Корана составляют около 150 изданий, в первую очередь это - сборники глав Корана سور من القرآن Сувар мин ал-Курʼан (80 изданий), Йасин (более 50 изданий) и другие главы, как, например:سورة انعام Сура инʼам; سورة الكهف Сура ал-кахф.
Как мы знаем, в татарских учебных заведениях в первом году после азбуки (чаще всего - Шара'ит ал-иман - Условия веры) ученику давали суру Ясин, издания которой, как мы отметили выше, выходили отдельной книжкой. Как писал Дж. Валиди, «во втором году обучения мусульманскую азбуку заменяла седьмая часть Корана - так называемый "Эфтьек" - тоже отдельная книга (Хафт-у-йак шариф). В третьем и четвертом году ученик носил с собой уже целый Коран...».
Резеда Сафиуллина аль-Анси