Коран, тафсир и хадис легли в основу исламского представления об обычаях и нормах, согласно которым должна протекать индивидуальная и социальная жизнь мусульман. Этот этико-нормативный идеал должен был еще дополняться и корректироваться коллективно выработанным "единодушным" мнением общины (иджма’ ал-умма) и личным суждением по разуму (ра`и) ее выдающихся ученых и религиозно-политических лидеров.
Учение о законе (шар’, шари’`а, шариат), неотделимом от сунны ("обычая", "практики"), пророка и общины, получило название фикх (букв. "знание [закона]"). После некоторой разработки и приведения в систему фикх стал юридической доктриной; сочинения по фикху составили отрасль арабской письменности, которая впоследствии пышно расцвела.
К началу Х в. окончательно оформились четыре основные школы и несколько менее значительных суннитских школ, или направлений фикха: ханифиты - Абу Ханифа (699-767); шафииты - аш-Шафи`и (767-820); маликиты - Малик б. Анас "ал-Муватта" (715-795); ханбалиты - Ибн Ханбал "ал-Муснад".
После того как во второй половине XI в. из различных типов учебных заведений выделилось и заняло особое положение медресе, главным предметом изучения там стал фикх, а центральной фигурой - знаток и преподаватель фикха. Это способствовало тому, что фикх с его обширной тематикой давал наибольший объем письменной продукции. По четырем суннитским мазхабам были написаны труды, которые были признаны основополагающими и стали потом очень популярными.
По способу изучения в татарских медресе, по характеристике Дж. Валиди, фикх распадается на три отдела под названием:
1) "гибадат" - "хукук-улла", т. е. права Божьи - рассматривает те обязанности людей, которые касаются только их отношений к Богу (основой всех основ и гарантией спасения человека, без которой не имеют смысла никакие обряды, является вера (иман) в существование единого Бога и в пророческий сан Мухаммеда, но эта сторона ислама имеет место не в фикхе, а составляет одну специальную науку - калям), они вместе с верой составляют основы Ислама (бина-ислам): намаз, руза, зякат, хадж;
2) "мугамалят" - "хукуку-ль-гибад", т. е. человеческие права - рассматривает всевозможные жизненные отношения людей;
3) "гукубат".
Сама книга по фикху в свою очередь делится на китабы: Китаб ат-тахара, Китаб ас-салат, Китаб ас-саум, Китаб ал-хадж, Китаб ад-джихад. Книга по вопросам налогов, собственности, Книга о торговле, Книга о дележе наследства, Разделы о видах прегрешений, преступлений, наказаний и т.п. То есть весь круг земной жизни отображается в книгах по фикху подчас в нормативном виде, в примерах (прецедент), поэтому мусульманское право называется прецедентным. Этим и объясняется то, что книги по фикху - самые распространенные и объемистые.
Важнейшее сочинение по фикху - это небольшой трактат, включенный в состав богословия, فقه الاكبر"Фикх ал-акбар" (Великое знание) основоположника ханифитской ветви мусульманского законоведения суннитского толка ابو حنيفة نعمان بن ثابتАбу Ханифы, Ну`мана б. Сабита (ум. в 150/767 г.), называемого Имам ал-а`зам (Имамом величайшим).
Несмотря на небольшие размеры трактат многократно комментировался. Издания شرح فقه اكبر "Шарх фикх акбар", самого популярного комментария среди мусульман Поволжья, который составил в 939/1532 г. عصمة الله [بن محمد المغنيساوى] ابو المنتهى `Исматаллах [б. Мухаммад ал-Магнисави] Абу ал-Мунтаха , хранятся в НБ КГУ , в Хранилище ИЯЛИ и в НБ ИВ СПб.
Другой, широко распространенный комментарий этого трактата, также издававшийся в Казани , составил على بن سلطان محمد القارى `Али б. Султан Мухаммад ал-Кари (1014/1605).
С 1869 по 1909 гг. татарскими издателями было выпущено более 20 изданий другого чрезвычайно популярного пособия по мусульманской юриспруденции فقه كيدانى Фикх Кайдани, состоящего из 8 глав: 1 - о 15 заповедях ислама (с.5), 2 - о 21 обязанности (с. 5-7), 3 - о 27 обрядах ( с. 7-8), 4 - о 23 родах расположения (с. 8-10), 5 - о 14 родах абсолютного запрещения (с. 10-11), 6 - о 59 родах запрещения относительного (с.11-15), 7 - о 2 родах общедоступного (с. 15-16) и 8 - о 5 родах неустройства. На с. 2-5 объяснены по-арабски термины, стоящие в заглавии каждой из 8 глав.
Широкоизвестный комментарий этого сочинения شرح فقه كيدانى Шарх фикхи Кайдани (автор - شمس الدين محمد القهستانى Шамсаддин Мухаммад ал-Кухистани (950/1543)) также неоднократно издавался татарами , в том числе и в одной обложке вместе с сочинением بيان الحق فى مسئلة العشاء حين لم يغب الشفق "Байан ал-хакк фи мас`алат ал-`иша хин лам йа`иб аш-шафак" (Изложение правды о вечерней молитве, когда не исчезла вечерняя заря) и с двумя трактатами, которые наряду с “Байан ал-хакк”, принадлежат перу محمد بن برعلى Мухаммада б. Пир `Али [Ал-Биргиви] (ум. в 981/1573 г.).
Один из этих трактатов посвящен необходимости удваивания (ассимиляции) буквы "нун" в "лам" в словах "шахады"; и второй повествует о 10 требованиях при ритуальном умывании. Само же сочинение "Байан ал-хакк" представляет собой теологическое полемическое исследование философских проблем, связанных с возникновением мира (худуса `алам), материи, поднятых в книге "Хайат ал-джадида" Ш. Култаси.
В предисловии этой книги упоминаются работы Ш. Марджани и в первую очередь его сочинение по фикху с созвучным названием "Китаб назурат ал-хакк фи фарадийа ал-`иша' ва ин лам йа`иб аш-шафак" (Книга рассмотрения правды о вечерней молитве даже если не исчезла вечерняя заря), послужившее причиной возникновения целого ряда полемической литературы по богословским вопросам юридического плана.
Еще один комментари Фикха Кайдани, издававшийся в Казани, - это جامع المبانى شرح شرح فقه كيدانىДжами` ал-мабани шарху шархи фикхи Кайдани.
Около 20 раз татарами издавалось краткое руководство по курсу мусульманского законоведения (124 главы с примечаниями на полях), называемое مختصار القدورى Мухтасар ал-Кудури или كتاب القدورى Китаб ал-Кудури. Полное название этого сочинения - مختصار القدورى فى فروع الحنفية Мухтасар ал-Кудури фи фуру` ал-Ханафийа. Автор этого сочинения - ابو الحسن احمد بن محمد القدورى Абу ал-Хасан [или Хусайн] Ахмад б. Мухаммад [ал-Багдади ал-Ханафи] ал-Кудури (ум. в 428/1036), специализировавшийся в области комментирования и разработки основных принципов ханифитского толка.
Этот компендий, рассматривающий мусульманское законоведение по его ветвям (فروع), был наиболее распространенным трудом и неоднократно комментировался. Так, один из комментариев на это сочинение خلاصة الدلائل فى تنقيح المسائل "Хуласат ад-дала'ил фи танких ал-маса'ил" [شرح على مختصر القدورى] средневекового автора начала XIII в. حسام الدين على بن احمد مكى الرازىХусамаддина `Али б. Ахмада Макки ар-Рази (ум. 598/1201 г.) издавался в Казани в 1901, 1904 гг.
Знаменитый среднеазиатский ученый-законовед, برهان الدين على بن ابى بكر بن عبد الجليل المرغينانى Бурханаддин `Али б. Абу Бакр б. `Абд ал-Джалил Ал-Маргинани, (ум. 593/1197 г.) происходивший из ферганского селения Риштана и принадлежавший к ханифитской школе мусульманского законоведения, написал ряд юридических трактатов, частично дошедших до нас. Важнейшим из них являетсяبداية المبتدى.
При составлении его Маргинани воспользовался вышеназванным "Кратким руководством Кудури" и одним из основных ханифитских трактатов аш-Шайбани (ум. в 189/894 г.) الجامع الصغير (Малым сборником) , слил их в один свод и дал этому своду заглавие بداية المبتدى (Начало для начинающего [изучать законоведение]). Рукописи самого этого произведения немногочисленны, по-видимому, "вследствие того, что он в юридической практике употреблялся сравнительно не часто".
Эта работа была комментирована самим автором в восьми томах под названием كفاية المنتهى(Достаточное для достигшего предела). Но, найдя комментарий слишком громоздким, автор сделал весьма популярное сокращение этого труда - الهداية (Руководство). Это сочинение, благодаря классической ясности юридических формулировок, получило широкое распространение по всему мусульманскому Востоку, особенно в странах ханифитского толка законоведения, как в Средней Азии, Индии и Османской Турции.
В качестве классического руководства оно, с течением времени, подвергалось комментированию и вызвало ряд супракомментариев, глосс, суперглосс и извлечений и сокращений, а также переводов . В Казани это сочинение издавалось с примечаниями на полях جلال الدين الخوارزمى الكرلانى Джалаладдина ал-Хваразми ал-Карлани (511-593/1197 гг.), под названиями الهداية و حاشيتها الكقاية Ал-Хидайа ва хашийатуха ал-Кифайа (Руководство и его примечание [называемое] Достаточная) или الهداية و بهامشها حاشيتها الكفاية Ал-Хидайа ва бихамишиха хашийатуха ал-Кифайа (Руководство и на полях его примечание [называемое] Достаточная) или الهداية مع الكفاية Ал-Хидайа ма`а ал-Кифайа (Руководство с Достаточной).
Репринтное издание этой книги с русским переводом состоялось через сто с лишним лет в 1994 году в Ташкенте.
Еще один из многочисленных комментариев этого сочинения, в последующем ставший самостоятельным популярным пособием по юриспруденции, - الكفاية فى شرح الهداية "Достаточная в толковании "Ал-Хидайа", автором ее является محمود بن عبيد الله بن محمود تاج الشريعة Махмуд б. `Убайдаллах б. Махмуд Таджашшари`а (ум. в 745/1344).
Среди сочинений, вызванных этой книгой и издававшихся в Казани, можно назвать следующие: "Бидайат ал-хидайат" (Начало Руководства) ал-Газали; معراج الدراية حاشية الهداية "Ми`радж ад-дирайа хашийа ал-хидайа" (Лестница познания в истолковании "Ал-Хидайа") и другие.
Еще одно сокращенное изложение одного из основных руководств ханифитской ветви фикха “Ал-Хидайа” составил Бурханаддин Махмуд б. Садрашшари`а ал-Махбуби (ок. 680/1281 г.). Он составил это сокращение для внука и ученика (тоже известного Бухарского законоведа) `Убайдаллы б. Мас`уда ал-Махбуби, по прозванию Садрашшари`а ас-сани, или ал-Асгар (второй или младший глава шариата; ум. в 747/ 1346 г.), и назвал его مختصر الهداية للمرغينانىили وقاية الرواية فى مسائل الهداية (Охрана передачи в вопросах Хидайи).
Впоследствии большую популярность получили извлечения из этого сочинения, сделанные его внуком, вышеназванным `Убайдаллой б. Мас`удом Садрашшари`а ас-сани النقاية مختصر الوقاية (Избранное сокращение книги "Соблюдение"). Таким образом - это выдержки из руководства по мусульманскому законоведению (ханифитского толка) وقاية الرواية فى مسائل الهداية , написанного дедом автора этого Сокращения - Бурханаддином Махмудом б. Садрашшари`а (Охрана передачи в вопросах Хидаи), для краткости названногоمختصر , который в свою очередь является комментарием популярнейшего руководства по мусульманскому праву Али Абу Бакра ал-Маргинани, написанного им в качестве толкования его более раннего труд بداية المبتدى (Первоосновы начинающего).
Еще одно популярное сочинение, вызванное тнbУл, - это его комментарий شرح الوقايةнаписанный `Убайдаллой б. Мас`удом Садрашшари`а ас-сани. В предисловии этой книги сказано: "Сначала я [автор] составил сокращение из ал-Викайа [дошедшее до нас и известное под названием ан-Нукайа, автор - Бурханаддин Махмуд б. Садрашшари`а ал-аввал]".
Сын автора - Махмуд, изучив наизусть это сокращение, принялся за составление собственного комментария к ал-Викайа. Отец помогал сыну в его труде, но тот умер [745/1344 г.], не успев закончить свою работу. Отец выпустил в свет свой комментарий в память сына, "чтобы всякий, пользующийся этой книгой, не забывал его в своей молитве" . Сам автор умер в 747/1346 г.
В конце XV века يوسف بن جنيد التوقاتى Йусуф б. Джунайд ат-Тукати (904/1498) составил примечания (глоссы) кشرح الوقاية , впоследствии ставшие самостоятельным сочинением ذخيرة العقبى Захират ал-`укба. Это сочинение состоит из разделов, характерных для работ по мусульманской юриспруденции:
В свою очередь, по этому сочинению создавали свои супракомментарии (хашия) المولى ,سنان(890/1485-986/1578) и другие.
Продолжение следует
Резеда Сафиуллина аль-Анси