Протирание хуффов с точки зрения четырех мазхабов
Один из вопросов в фикхе, в котором у нас существует разногласие с современными псевдосалафитами, – это вопрос дозволенности протирания обычных носков.
Вопрос этот является крайне существенным, потому что от него напрямую зависит действительность или недействительность намаза.
Мы предлагаем читателям ознакомиться с фетвой шейха Мустафа аль-Буга, который сделал краткий разбор этого вопроса согласно 4 мазхабам.
Хуфф – это кожаные носки, которые укрывают стопы, включая щиколотки. Их использование по Шариату является дозволенным облегчением (рухса), независимо от пола и времени года, независимо от того, где находится тот, кто их надевает: в пути или дома, – и независимо от того, болен он или здоров. Обтирание кожаных носков заменяет мытьё ног в ритуальном омовении. Однако, если есть возможность, мытье ног предпочтительнее, так как это основа.
Доказательства того, что протирание кожаных носков (хуфф) допустимо.
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, в своём своде хадисов "Аль-Муватта" со слов Мугиры ибн Шу'ба приводит, что однажды, во время газавата Табук, Пророк отошёл по нужде и Мугира, взяв воду, пошёл вслед за ним. Затем Пророк (ﷺ) приступил к омовению, и Мугира, стоя рядом, наливал ему воду. Пророк (ﷺ) омыл лицо, руки, совершил масх головы и хуфф. Когда Пророк (ﷺ) вернулся обратно, то присоединился к молящимся за Абдурахманом ибн Ауфом сподвижникам, разыАллаху анхум аджмаин.
Также передаётся от Джарира ибн Абдуллы, что однажды он справил малую нужду, затем совершил омовение и протер кожаные носки. Когда его спросили, почему он это сделал, он ответил: "Я видел, как Посланник Аллаха (ﷺ) справил нужду, совершил малое омовение и обтёр свои кожаные носки".
Возникает вопрос: «Подходят ли обычные носки (джаврабайн) для протирания, подобно кожаным носкам (хуфф)?»
Обычные носки похожи на кожаные, однако они выше и сделаны не из кожи (а, к примеру, из шерсти).
Мнение ханафитов
Имам А'зам Абу Ханифа сказал, что обтирать носки дозволено только в том случае, если они обшиты кожей, так как иначе они не могут использоваться для продолжительной ходьбы.
А Абу Юсуф и Мухаммад (два его известнейших ученика) сказали, что их можно обтирать, если они толстые (плотные) и непрозрачные, и в качестве довода использовали хадис Мугиры ибн Шу'бы. Такие носки подобны хуффу, так как они годятся для продолжительной ходьбы и способны держаться на голени без помощи веревки.
В книге «Хидаят» отмечается, что впоследствии Абу Ханифа отказался от своего прежнего мнения и склонился к мнению своих двух учеников.
Ты видишь, что все учёные, несмотря на разногласия по поводу условий, в целом, разрешали обтирать носки. Слова каждого учёного указывают на то, что носки, которые мы носим в наши дни, не похожи на те, протирание которых является действительным. Поэтому у тех, кто разрешает их обтирать, нет никаких доказательств и оснований (помимо общности названия, однако это не является весомым доводом при вынесении шариатского заключения).
Мнение ханбалитов
По мнению ханбалитов, обтирание носков (или чулков) разрешено, если они соответствуют всем требованиям, предъявляемым к кожаным носкам, а именно:
- Носки должны быть такими толстыми (плотными), чтобы не было видно стопу. Тонкие носки не могут считаться укрывающими (сатир).
- Они должны позволять человеку свободно передвигаться, а также должны держаться на ноге самостоятельно и не спадать (не соскакивать) при ходьбе.
В качестве доказательства они (ханбалиты) приводят хадис от Мугиры, что Пророк совершал омовение (вуду) и протирал носки и обувь 3.
Также они утверждают, что все сподвижники протирали носки, и никто из них этого не отрицал, и в этом они были единодушны. Поскольку носки (или чулки) закрывают то место, которое необходимо омыть при омовении, их можно протирать, как и хуфф.
Мнение шафиитов
В отношении обычных носков их мнение схоже с точкой зрения ханбалитов. Однако шафииты считают, что носки должны не только закрывать ступню (включая щиколотки), но и препятствовать проникновению воды, потому что сподвижники носили именно такие носки.
Мнение маликитов
Если верхняя и нижняя (подошва) части обычных носков обшиты кожей, то допустимо протирать их, так как носок, обшитый таким образом, подобен хуффу.
Рашид Исаев
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Читайте также:
-
Абдуррахман ибн Ауф - ближайший сподвижник Пророка Мухаммада (ﷺ)
Один из великих сахаба, удостоенных благой вести о достижении им рая, состоящей из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Член высшей Шуры. Благодаря наставлениям Абу бакра одним из первых принял Ислам. Родословное древо: Абдуррахман ибн Ауф ибн Абдауф ибн Абдальхаррас ибн Зухрат ибн Каляб. Состоял в родственных отношениях Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в четвертом поколении со стороны своего прадеда Каляба. По возрасту на десять лет младше Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
-
Окно овертона или как харам становится нормой
Приближение Судного дня во многих хадисах характеризуется как время упадка нравственности, распространения разврата и массовой деградации. Если учитывать современное падение нравов, при котором становятся нормой такие вещи как добрачные интимные связи, употребление алкоголя и наркотиков, однополые отношения и тому подобные мерзостные явления, то можно считать, что одно из пророчеств уже начало сбываться. Подобные патологические изменения в массовом сознании, когда дикость представляется чем-то естественным и нормальным, не происходят в одночасье.
-
"Стыдитесь Аллаха должным образом". Что это значит?
В связи с этим аятом, мы рассмотрим человеческое чувство стыдливости. Стыд – это чувство, присущее человеку с рождения и отдаляющее его от остальных живых существ. Это чувство имеет очень глубокие корни и проявилось еще тогда, когда первый человек и его жена ослушались повеления великого Творца и столкнулись с первыми трудностями. Вот как в Коране описана эта сцена, составляющая отрезок жизни праотца всего человечества:
«Они оба (Адам и Ева) поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение» (Та-ха, 20:121).
-
Праздники ислама
В праздниках ислама есть особая духовность и относиться к ним стоит также особенно.
Самые большие два праздника в мусульманстве – это Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Первый, праздник разговения, Ураза-байрам знаменует завершение поста в Священном месяце Рамадан. В первый день празднования совершается утренняя общая молитва в мечете. Далее следует само разговение, то есть, трапеза. Верующие приветствуют и поздравляют друг друга: «Ид мубарак!». Следует подать беднякам от каждого члена семьи, обновить одежду, нанести визит родственникам, друзьям и посетить могилы предков.
-
Действительно ли мусульмане открыли Америку задолго до Колумба?
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отметился очередным опусом, заявив в своем телевизионном выступлении в Стамбуле, что мусульмане открыли Америку за три столетия до путешествия Христофора Колумба. Об этом он заявил во время церемонии закрытия первой конференции мусульманских лидеров из Латинской Америки, проходившей в Стамбуле, сообщает американская газета Washington Post.
-
При рождении меня назвали именем "Тимур". Стоит ли мне сменить свое имя?
При рождении меня назвали Тимур. И это имя мне нравится, однако я бы хотел, чтобы мулла провел мне обряд имя наречения заново на Ильяс. Мне по душе это имя, оно буквально значит "Сила Аллаха". И могу ли я после обряда в миру называть себя Тимуром для всех окружающих, а это имя хранить в тайне и использовать только в мечети?
-
Можно ли привозить землю и камни из мест, считающихся священными?
«Отныне, после завоевания Мекки, нет хиджры. Есть только усердие на пути Аллаха и стремление. Поэтому когда вас призывают под знамена, сразу же вставайте!». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) продолжил: «Аллах сделал это место запретным, с момента сотворения небес и земли. Вплоть до конца света, эта земля является землей, которую Аллах сделал запретной. Никому до меня не было позволено проливать на этой земле кровь»
-
Дуа самопомощи: как избавиться от тоски и печали
В последнее время ничего меня почему-то не радует в жизни. Как избавиться от тоски и печали? Есть ли какие-то дуа, чтобы помочь себе?