Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, говорит: «Приобретение дозволено, и собирание имущества также дозволено».
Ученые Ахлю-с-Сунна говорят, что человеку дозволено приобретение пропитания, а если у него есть те, кого ему надо обеспечивать, то это становится для него обязательным. Также сказано в «Бахр аль-Калям».
Также считать, что человек получает пропитание благодаря себе и своему заработку, является неверием и заблуждением, а считать, что пропитание от Аллаха, – это требование нашей религии и Шариата. И на это указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Кто будет приобретать мирское дозволенным путем, чтобы не нуждаться в милостыне, и чтобы обеспечивать своих родных, и для проявления щедрости в отношении своих соседей, у того в Судный день лицо будет сиять, как луна в ночь полнолуния. А кто будет стремится к мирскому (даже дозволенным путем) из-за гордыни и самовозвеличивания, того Аллах встретит гневом» .
Также в «Бахр аль-Калям» сказано: «Затем доказательством того, что дозволено зарабатывать, служит то, что пророки уповали на Аллаха, но при этом трудились: например, Адам, мир ему, занимался сельским хозяйством, Идрис, мир ему, был портным, Нух, мир ему, был плотником, Ибрахим, мир ему, был торговцем тканями, Муса, мир ему, был наемным работником у Шуайба, мир ему, а Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, были воином» (из «Бахр аль-Калям»).
Имам говорит: «Приобретение имущества запретным путем запрещено».
И это очевидно, потому что запретное не становится дозволенным, когда ты его получаешь, и наоборот. И если некое имущество запретно, то его запретность не исчезает при переходе его из рук в руки.
В книге «Аль-Ашбах ва ан-Назаир», в разделе «Запретное и дозволенное», сказано: «Имущество остается запретным при смене владельца, при условии знания (нового владельца) о его запретности, кроме случая наследства: наследуемое имущество становится дозволенным для наследника, даже если он знает, что получено запретным путем». И в «Аз-Захирия» ставится условие: «Чтобы владельцы имущества не знали об этом». В другом месте сказано: «Запрещено дарить запретное, например, то, в чем есть риба, заработок проститутки, колдуна, плакальщицы или взятку».
Отказаться от одной запретной маленькой монетки (даник) лучше, чем совершить шестьсот желательных паломничеств или же семьсот принятых хаджей, как это сказано в книге «Гунья» шейха Абдуль-Кадира аль-Джиляни. Вес даник равен весу пяти зерен. Другие сказали, что даник – это 1\6 дирхама, а карат – это половина даника.
Приводят Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Байхакы от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен: «Душа верующего в плену его долга, пока он не выплатит». Ученые сказали, что душа в плену – то есть отрезана от благородных состояний, как это упомянул имам Джалялюддин ас-Суюты в «Шарх ас-Судур».
Если на совести человека долги и притеснение других, но он не знает, кому он может возместить их и отчаялся их найти, то пусть раздаст сумму, равную долгу или причиненному ущербу как милостыню, даже если на это уйдет все его имущество, ибо этим с него снимется ответственность в ахирате, как сказано в «Ат-Танвир» и толкователь этой книги отнес эти слова к «Аль-Муджтаба».
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.