Иджтихад (букв. – «усердствование, большое старание» представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шариата). Некоторые крупнейшие богословы в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую деятельность в рамках системы иджтихада в шариате. Ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения, называются муджтахидами.
Слово «иджтихад» образовано от арабского глагола «джахада», означающего «предпринимать усилия, старания» или «обладать способностью осуществлять определенную деятельность». В шариате это слово первоначально употреблялось как приведение доказательств каким-либо человеком; впоследствии оно приобрело значение «способ доказательства с помощью кийаса».
Таким образом, иджтихад по своему терминологическому значению используется как инструмент доказательства чего-либо с целью достижения логического вывода по той или иной проблеме шариата. Подобные доказательства и выводы осуществляются мусульманскими правоведами, которые и определяют соответствие того или иного суждения шариату.
Иджтихад – это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции.
По словам имама аш-Шафии, сам Создатель косвенным образом поощряет нас использовать силу разума, данную людям как дар Аллаха, чтобы на основании аргументов добиваться логического результата в рассуждениях по той или иной проблеме. Следовательно, иджтихад является важнейшей после Корана и Сунны основой шариатского правосудия.
Главное отличие иджтихада от этих источников заключается в том, что иджтихад – это непрерывно развивающийся процесс. Что касается Корана и Сунны, то со смертью Пророка (сгв) они больше не пополнялись. В этом смысле иджтихад и по сей день является главным инструментом толкования Корана и Сунны, а также их связи с меняющимися условиями жизни. На важность иджтихада указывает Коран, но более определенно – сунна.
Насколько известно, впервые к этому шариатскому принципу прибегли еще при жизни Пророка (сгв), о чем рассказывается в известном хадисе о Муазе ибн- Джабале, которого Пророк назначил судьей в Йемен. Перед тем, как тот отправился для исполнения своих обязанностей, Пророк (сгв) спросил его: «На основании чего ты будешь вершить суд?». «На основании Книги Аллаха», – ответил тот. «А если ты в ней не найдешь ответа?» – «Тогда буду действовать по Сунне Посланника Аллаха (сгв)». «А если и в ней не найдешь ответа?» «Тогда я постараюсь составить собственное суждение, чтобы вынести свое решение (фетву)». Пророк (сгв) сразу же после этого сказал: «Слава Аллаху, мой посланник порадовал своего Пророка (сгв) тем, что сам избрал правильный путь».
По мнению ал-Газали, хадис о Муазе ибн Джабале четко указывает на необходимость иджтихада. Сподвижники и последователи Пророка (сгв) действовали в духе иджтихада и, как гласят предания, все они поддерживали указанный принцип. Об этом свидетельствуют исторические факты. Аргументы в пользу необходимости иджтихада следует видеть и в том, что конкретные указания в шариате также могут быть неполными, ибо с течением времени в жизни исламской общины постоянно возникают все новые и новые проблемы.
Тем не менее возможность использования иджтихада исключается в следующих случаях: рассуждения о существовании Бога; о словах пророков, ибо они посланники Аллаха; о правильности и авторитете Корана; о загробном мире и необходимости его существования.
Муджтахида как шариатского законоведа высшей категории характеризует наличие следующих условий:
1) знание Корана наизусть, а также знание обстоятельств и причин ниспослания Аллахом айатов Корана;
2) знание хадисов, умение отличать истинные хадисы от ложных, поучительные от маловероятных и т.д.;
3) знание основ и принципов иджма;
4) справедливость, выполнение религиозных обязанностей, отстранение от недозволенного;
5) географические и социокультурные знания.
У суннитов муджтахиды подразделяются на три группы.
1. Муджтахид фи-ш-шариа (муджтахид на уровне шариата в целом) при вынесении решений сам определял источники и сам их истолковывал. К ним относятся верные последователи Пророка Мухаммада, жившие до III в. хиджры.
2. Муджтахид фи-л-мазхаб (муджтахид на уровне мазхаба) занимался исследованием вопросов, при этом он должен был опираться на источники, определенные основателем его мазхаба, руководствуясь его принципами.
3. Муджтахид фи-т-тарджих (муджтахид на уровне решения отдельных вопросов) занимался исследованием вопросов, не решенных его предшественниками.
Значение иджтихада определяется путем изучения сущности, целей и задач шариата. Большинство мусульманских правоведов различают две группы установок шариата: решение вопросов, касающихся форм отношения к Аллаху, соблюдения обрядов и обязанностей богослужения (ибадат – поклонение) и отношений между людьми (ал-муамалат).
Понятие «ибадат» можно определить достаточно ясно, ибо оно конкретно описано в Коране и Сунне. Тем не менее его детали и косвенные выводы конкретизируются посредством иджтихада.
Что касается «муамалат», то они постоянно меняются в зависимости от различных условий и обстоятельств. В такой ситуации нахождение средств и способов, целесообразных для решения той или иной проблемы, входит в обязанность самого мусульманского общества и не должно выходить за рамки предписаний, содержащихся в Коране и Сунне.
Иджтихад считается средством развития самого шариата. Заключения по тем или иным вопросам, к которым приходили через иджтихад сподвижники Пророка, получили название иджма как единодушное мнение крупнейших авторитетов в исламе — факихов. Таким образом, в истории ислама образовались четыре источника фикха. Именно благодаря постоянному применению в религиозно-правовой практике иджтихада возникли и получили распространение различные мазхабы.
Несмотря на то, что иджтихад осуществляется на основе умозаключений, его применение в фикхе неизбежно. Это подтверждается следующими соображениями.
1. Коран и Сунна составляют лишь фундамент, основу шариата, в то время как подлинным источником шариата является рациональное мышление, опирающееся на эти два фундаментальных источника. Коран и Сунна не являются основой суждения или решения по той или иной религиозной проблеме, они лишь источники для фетвы. Подлинную основу этой проблемы в умозаключениях, сделанных, основываясь на этих источниках.
Шариат — это совокупность законов, которые Аллах дал людям для руководства к действиям; они представляют собой собрание религиозно-правовых предписаний. Но, хотя и эти законы установлены Аллахом, в немногих из них есть разъяснение того, как они могут быть применены людьми в конкретных случаях. Согласно фикху, сами люди должны извлечь соответствующие законы из указанных основополагающих источников. Это означает, что шариат как свод божественных установлений не детализирован. Иначе Коран и Сунна были бы не источником шариата, а сводом шариатских законов, т.е. самим шариатом, или сводом установленных Аллахом законов.
2. Тексты Корана и Сунны, тесно связанные с исламским правом, по своей тематике ограничены. Однако процессы, протекающие в современном мире, бесконечно разнообразны.
В связи с этим существует необходимость сократить существующий разрыв между текстами Корана и Сунны, с одной стороны, и сегодняшней повседневной жизнью и потребностями мусульман – с другой. Здесь применяется иджтихад как способ практического решения задач.
3. Существует уверенность в том, что законы шариата совершенны и непререкаемы вне зависимости от места, времени или обстоятельств их применения. О совершенстве исламских законов свидетельствуют высказывания имама аш-Шафии о том, что по каждой проблеме, возникающей в исламском обществе, шариат указывает на соответствующий закон, исполнение которого непреложно. Но если в шариате такого указания нет, то оно должно быть выработано муджтахидами методом иджтихада. Кроме того, задача муджтахида – обнаружить в Коране и Сунне соответствующее указание Всевышнего, помня, что его заключение будет восприниматься как исходящее от Аллаха.
Рафик Мухаметшин. "История ислама в России".