Богослов и ученый - научный стандарт исламского мира

Богослов и ученый - научный стандарт исламского мира

Можно выделить две характерные черты исламского культурного расцвета, который охватывает период с VII по XIV вв.

Во-первых, мусульмане под воздействием различных культур (иранской, греческой, индийской и т.д.) создали новую общую культуру. Следовательно, нельзя эту новую культуру называть иранской, арабской или тюркской. Это исламская культура.

И ученых, которые творили в рамках этой культуры и были представителями различных народов, объединяла приверженность к исламу — учению, мировоззрению и образу жизни. Указывая на эту особенность, средневековый историк Ибн Халдун (1332–1406) отмечал, что «большинство этих ученых были неарабами, т.е. представителями исламизированных народов из различных провинций Халифата, а также из мусульманских народов, которые территориально не входили в него. Например, Волжская Булгария и Золотая Орда, где проживали известные во всем мусульманском мире ученые».

Во-вторых, исламские ученые, будучи специалистами в различных направлениях научных знаний (даже в астрономии), одновременно были известными специалистами в области богословских знаний. Действительно, многие первоначальные разработки в области математики, астрономии, химии и другие до того, как они превратились в самостоятельные фундаментальные науки, служили для обоснования богословских основ самой религии.

Настоящий расцвет наук в исламском мире начался с переводов на арабский язык многочисленных сирийских, греческих текстов и с изучения ряда языков. В начале этого периода по рекомендации Пророка (сгв) один из его секретарей-писцов, известный в истории ислама ученый Зайд ибн Сабит (ок. 615 — ок. 665), изучал иврит и сирийский языки, а другой знаменитый ученый-теолог Абд Аллах ибн Аббас (619–686) осваивал Тору и Евангелие.

В период правления Омеядов, а также в эпоху Аббасидов процесс развития культуры в мусульманском мире стал еще более интенсивным. В таких знаменитых научных и культурно-экономических центрах, как Медина, Дамаск, Багдад, Александрия, Каир, Кабул, Бухара, Самарканд, между которыми существовала постоянная тесная связь, формировалась и развивалась исламская культура. Во дворце аббасидского халифа ал-Мамуна (813–833) мусульманские ученые занимались переводом сочинений Платона, Аристотеля, Галена, определяли земные меридианы и параллели, изучали особенности небесных светил и земной коры и др.

«Дом мудрости» при дворе халифа ал-Мамуна, который представлял собой своего рода академию наук с огромной библиотекой и астрономической обсерваторией, сыграл важную роль в изучении, совершенствовании и распространении научных достижений Антич ного мира и раннего Средневековья. Возглавлял «Дом мудрости» Хунайн ибн Исхак (767–?) — известный ученый и знаток греческого и ряда других языков.

В этот период исламский мир принял и успешно использовал многовековые научные достижения, опыт и традиции знаменитого научного центра Сасанидского Ирана в Джундишапуре. Во многих городах, в частности, в Багдаде, с начала IX в. функционировали мастерские по производству бумаги, благодаря чему, по свидетельствам современников, только в Багдаде было более ста книготорговцев.

В омеядский и аббасидский периоды число общественных библиотек выросло. Так, в городе Кордовае в Андалузии функционировала библиотека, в которой насчитывалось 400 тыс. экземпляров книг.

В VII-IX вв. были основаны знаменитые учебные заведения мусульманского Востока — мадраса, среди которых ан-Низамийа, ал-Мансурийа, ал-Халавийа, ал-Джаузийа и ал-Азхар, в которых тысячи учеников изучали различные дисциплины.

В период классического ислама жили и творили такие видные мыслители, как Ибн ал-Мукаффа (727–763), Наубахт (731–793), ал-Кинди (801–866), ат-Табари (841–923), ал-Фараби (873–950), ал-Масуди (885–957), Ибн Сина (980–1037), ал-Газали (1058–1111), Ибн Рушд (1126–1198), Йакут (1180–1229), Ибн Халдун (1332–1406) и многие другие.

Рафик Мухаметшин. История ислама в России. 
 

Социальные комментарии Cackle