В России последователи ислама проживают практически во всех субъектах Федерации и принадлежат к 40 различным этносам. Регионами компактного расселения российских мусульман являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь. Большая часть мусульман России проживают в девяти республиках: в Адыгее, Башкирии, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Татарии, Чечне.
К началу Великой Отечественной войны в результате массированной идеологической работы атеистической пропаганды, а также после нескольких общесоюзных кампаний по закрытию молитвенных зданий позиции ислама в СССР еще больше ослабли. К этому времени в Советском Союзе шариатские суды были закрыты, сеть религиозных школ как традиционалистских, так и «новометодных» практически больше не существовала.
Становление новых государственно-исламских отношений в 1920-1930 гг.
Традиции ислама в общественной мысли у мусульманских народов России были представлены такими течениями, как традиционализм, реформаторство и джадидизм.
В конце IX – начале Х вв. в населенных пунктах Волжской Булгарии, по сообщению арабского географа ибн-Руста, были «мечети и начальные школы с муэдзинами и имамами». В XIII–в начале XV в. духовное наследие Волжской Булгарии переходит к ее преемникам — Золотой Орде и татарским ханствам. В книге татарского историка Хисамутдина Муслими «Таварихе Булгария» («История Булгар»), относящейся...
Народы, исповедовавшие ислам и организовывавшие свою жизнь и повседневный быт на основе шариата, в городах и сельских населенных пунктах объединялись в локальные мусульманские общины — махалли. Это образование представляет довольно сложное явление и несет в себе как градообразующую составляющую, так и элементы конфессиональной и соседской общины...
Если в Центральной России, начиная с конца XVIII века, ислам переходит в этап поиска путей адаптации к российской действительности, то на Северном Кавказе развернулись иные события. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в конце XVIII века Российская империя взяла курс на установление своего господства на всем Северном Кавказе, включая его наиболее исламизированные восточные области — дагестанские княжества, а также территории, заселенные вайнахами.
Создание Духовного управления мусульман, а также развитие новых социально-экономических отношений поставили новые задачи в области конфессиональных отношений перед правительством России. Результатами новой позиции государства стали:
1788 год явился переломным моментом в политике царского правительства. Прежние методы работы с нерусским населением не приносили видимого результата, и от них пришлось отказаться, а новые методы еще не были разработаны. Для повышения эффективности национальной и религиозной политики назрела необходимость в создании административного органа, который мог бы контролировать мусульман и проводить нужные правительству мероприятия.
Учреждая подчиненный государству официальный духовный орган мусульман, Екатерина II поставила задачу управления подвластными ей мусульманскими народами России через этот институт при помощи мусульманского духовенства. Сфера влияния Духовного собрания распространялась практически на всю территорию Российской империи, за исключением Крыма и Кавказа.
Московское государство после присоединения земель Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, начиная с 1552 г., взяло курс на христианизацию нерусских народов с последующей русификацией и ассимиляцией. Помимо собственно идеологических мотивов (православное духовенство давно вынашивало планы по обращению местных «иноверцев» в «истинную» веру), этот выбор диктовался соображениями безопасности. Религиозная и этническая неоднородность населения вновь завоеванных территорий рассматривалась Москвой как потенциальная опасность для Русского государства.
Татарские государства XV-XVI вв. Большая и Ногайская Орды, Крымское, Казанское, Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское) ханства были преемниками Золотой Орды и ее наследниками. И в самих татарских государствах существовало отчетливое понимание их принадлежности к мусульманскому миру.
В эпоху формирования государственности в империи Чингисхана традиционно были распространены шаманизм и христианство несторианского толка. В результате встречи ислама с различными религиями и верованиями в Золотой Орде создалась своеобразная ситуация межконфессионального взаимодействия, определившая своеобразие распространения ислама, который в период 40-50-х гг. XIII в. отнюдь не был господствующей религией.
К середине VII в. в Западной Евразии власть тюркских каганов ослабла, и в причерноморских степях возникло государство Великая Болгария. Болгарские племена, жившие в степях Кубани и Причерноморья, в 600-е гг. сформировали свое этнополитическое объединение.
Как происходило распространение Ислама в Поволжье.
История ислама на территории России начинается в Дагестане. Распространение ислама проходило здесь в два этапа — в VII–X вв. и X–XV вв. Первый этап пришелся на ожесточенные арабо-хазарские войны, в ходе которых правители Арабского халифата предпринимали многочисленные походы на территорию Дагестана...
Современный период для ислама начинается с экспедиции Бонапарта в Египет (1798–1801), положившей начало колониальному освоению Ближнего Востока.
Islam-Today.ru продолжает публикацию книги Рафика Мухаметшина "История ислама в России".
Во время второго монгольского нашествия Тимур столкнулся с новой восходящей силой на Востоке — османами (Оттоманами). Под руководством Османа, одного из вождей небольшого племени, группы тюрко-язычных народов объединились в Анатолии в Оттоманский Союз и ко второй половине XIV в. завоевали большую часть современной Греции и Турции, представляя собой серьезную угрозу Византии.
В период 1075–1194 гг. в аббасидском халифате господствовала династия Ceльджукидов. Нашествие сельджуков составляет целую эпоху в истории ислама. Ко времени их появления империя халифов уже не существовала. Вместо прежнего царства...
После победы над Омейядами Аббасиды, по сути, Омейядскую арабскую империю превратили в многонациональную мусульманскую. Они перенесли центр халифата из Сирии в Ирак, где построили новую столицу — Багдад, из которой на протяжении следующих пяти столетий оказывали влияние на многие главные события в истории ислама.
Муавийя, которого халифом признали многие территории государства, органы центральной власти перенес в Дамаск, в столицу Омейядов, что оказало значительное влияние на по-следующее развитие ислама. Все первые четыре халифа были сподвижниками Пророка — набожными и благочестивыми людьми, их образ жизни не был отличен от того, что вели рядом с ними простые люди, они сохранили простые привычки своих предков, несмотря на колоссальные богатства, привозимые с покоренных земель.
Со смертью Мухаммада перед мусульманской общиной встал вопрос наследования. Кто должен стать новым главой? Были четыре человека, претендовавших на место главы общины верующих: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн абу Талиб...
После того, как Мухаммад открыто проповедовал в течение десяти лет, вражда по отношению к нему возросла настолько, что он, опасаясь за жизнь своих сторонников, был вынужден отослать их в Эфиопию, где христианский король предоставил им свое покровительство и защиту. Память об этом с тех пор бережно хранится мусульманами. Но в Мекке преследования и гонения усилились: последователи Мухаммада подвергались нападкам, оскорблениям и даже пыткам.
Иджтихад (букв. – «усердствование, большое старание» представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шариата). Некоторые крупнейшие богословы в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую деятельность в рамках системы иджтихада в шариате. Ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения, называются муджтахидами.
С учетом исключительной значимости самого Корана, Пророк (сгв) не позволял записывать свои высказывания, следовательно, при его жизни хадисы не переписывались и не собирались. Эта работа не велась и при праведных халифах, ибо существовало опасение спутать хадисы с айатами Корана.
Источниками религиозных норм являются только религиозные доказательства. К религиозным доказательствам относятся Коран, Сунна, консенсус (иджма) и метод аналогии (кыйас). Все нормы ислама, касающиеся как этой жизни, так и будущей, почерпнуты из этих источников.
Например, книга Ибн Сины «Аль-Канун» считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах.
Исламские ученые, будучи специалистами в различных направлениях научных знаний (даже в астрономии), одновременно были известными специалистами в области богословских знаний. Действительно, многие первоначальные разработки в области математики, астрономии, химии и другие до того, как они превратились в самостоятельные фундаментальные науки, служили для обоснования богословских основ самой религии.
В суре «Сгусток» Бог, впервые обращаясь к своему Пророку (ﷺ), говорит: «Читай [Откровение] во имя Господа твоего, Который сотворил [все создания]» (Коран, 96:1). В этой суре, которая была ниспослана первой, Бог далее говорит: