«В отдельных случаях продавец может установить 50% наценку или даже 100%»
«Официальный» уровень инфляции в России за последние 12 месяцев зафиксирован на уровне 4,09%. Я не берусь объяснять, почему он резко отличается от «народного», но, являясь таким же потребителем товаров и услуг, как и все читатели, часто задумываюсь о ценообразовании. А что говорит об этом ислам? В исламе нет ограничения прибыли, но есть запрет на использование в торговле элементов обмана, монополизма, несправедливости и мошенничества, а также на недостоверную рекламу. Подробнее читайте далее.
Если мы взглянем в Коран (Коран), сунну и практику сахабов, то увидим, что ислам не вводит каких бы то ни было ограничений на размер прибыли. Подобное искусственное сдерживание дохода не обеспечит справедливости с точки зрения продаваемого товара, а так же с точки зрения места и времени его продажи.
Вместе с тем, в нашей религии, следуя принципу «Обманывающий нас, не является одним из нас», запрещен «габн» в торговле. Термином «габн» обозначают сделки, в которых товар продается по существенно завышенной или заниженной цене, а также хитрость и обман в торговле.
Примечательно, что неоднократно предпринимались попытки провести связь между размером прибыли и габном (обманом): по мнению некоторых, прибыль не должна превышать 1/3 основных средств, вложенных в производство товара. Однако это мнение не является правильным, так как в отдельных случаях продавец может установить 50%-ную наценку или даже 100%-ную, и это не будет считаться габн.
Регулировать цены должны спрос и предложение, но государство может вмешаться
В хадисах сообщается, что однажды некоторые сахабы обратились к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой вмешаться в ценообразование на рынке, но он отказался делать это, сказав, что регулировать цены на продукты должны спрос и предложение.
Точно так же сообщается, что однажды Посланник Аллаха ﷺ дал Хакиму ибн Хизаму один динар на покупку одного барана. Хаким купил барана, а затем продал его за два динара, после чего за один динар купил барана и привел его к посланнику Аллаха ﷺ и отдал заработанный динар. Посланник Аллаха ﷺ в этой ситуации не высказал никаких претензий, а наоборот одобрил то, что сделал Хаким ибн Хизам. И даже сделал для него молитву (дуа) (Абдурраззак, Мусаннаф, хадис №: 14831).
Хотя в этой ситуации Хаким ибн Хизам установил 100%-ную наценку на барана, и посланник Аллаха ﷺ не возразил против этого.
Из реакции посланника Аллаха ﷺ в этой ситуации, следует, что в нашей религии нет ограничений размера прибыли. Вместо этого регулятором цены признаны спрос и предложение, а так же здоровая конкуренция на рынке.
Если в данном вопросе возникает необходимость в упорядочивании, то решение этого следует предоставить общественной инициативе. Однако если баланс между спросом и предложением был нарушен вследствие искусственного вмешательства извне, то в этом случае государство может и должно принять необходимые меры для предотвращения возникших трудностей и для защиты прав потребителей.
Не скрывайте недостатков товара
Исходя из этого, при необходимости государство вправе вмешиваться в ценообразование и ограничивать размер получаемой прибыли. При появлении тайных привилегий и монополизации, такое вмешательство государства, направленное на отстаивание интересов общества, может стать даже необходимым.
Какого бы размера ни была прибыль, для того, чтобы она считалась дозволенной (халяль), необходимо, чтобы при ее получении не было никаких элементов обмана, монополизма, несправедливости и мошенничества. Сокрытие недостатков товара, являющегося предметом продажи, а также использование вводящей в заблуждение рекламы при продаже какого-либо товара, полностью противоречат исламу.
Обязательным условием также является щепетильность в отказе от всего запретного в торговле. Если в торговле присутствует хоть какой-то элемент харама (запретного), то в этом случае говорить о чистоте и дозволенности прибыли будет невозможно.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ислам не устанавливает ограничений на получаемую прибыль. Ее размер определяется естественными и нравственными условиями, а так же при необходимости может регулироваться принимаемыми законами. Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин