الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين
Предметом изучения науки фикх являются действия совершеннолетнего лица, для которого обязательно исполнение религиозных предписаний, и нормы, связанные с этими действиями. Факихи заняты исследованиями сути шариатских норм и доводов, касающихся купли-продажи, аренды, компаний, залога, представительства, намаза, вакуфов, воровства и др. действий.
Как уже было ранее отмечено, Усуль аль-фикх – это наука, связанная с толкованием правил, необходимых для извлечения (истинбат) шариатских норм из детальных доказательств. Например, Усуль аль-фикх разъясняет, что повелительное наклонение выражает вуджуб (необходимость), а отрицательная форма повелительного наклонения – хурмат (запрет).
Когда факих выносит решение об обязательности или необязательности совершения намаза, он сначала смотрит на аят Корана «Совершайте намаз».[1] Подобным образом обстоит дело и в вопросе закята. Когда требуется разъяснить предписания Хаджа, факих в качестве довода приводит хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) «Аллах повелел вам совершать Хадж. Совершайте паломничество![2]. Когда речь о идет вынесении решения касающегося опьяняющих напитков, факих упоминает следующий аят Корана: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете».[3]
Ученый, специализирующийся на Усуль аль-фикх, не занимается изучениям деталей различных вопросов. Он разрабатывает правила, имеющие всеобъемлющий смысл. И эти правила помогают факиху выносить решения по правовым вопросам. При этом факих обстоятельно и по отдельности изучает каждый вопрос, рассматривает детали и доводы. Кроме того, он по разному оценивает каждую проблему, осуществляет различный подход и в конце приходит к одному результату. То есть, Усуль аль-фикх – это наука, которая, сделав предварительную квалификацию доводов и методов (в зависимости от степени важности источника), которыми должен пользоваться факих, разъясняет правила предпочтения доводов. То есть, как нужно сначала искать доводы из Корана, затем из Сунны, потом из кыяса и только потом приводить такие доводы, которые не опираются на Коран и Сунну. Фикх – это совокупность религиозных предписаний, которые разработаны исходя из этих правил.
По сравнению с фикхом, Усуль аль-фикх подобен месту «мантык» (логика) среди других философских наук. Как в арабском языке чтобы правильно говорить и писать, нужна грамматика, и именно грамматические правила ограждают от ошибок, так и Усуль аль-фикх защищает факиха от ошибок. Усуль аль-фикх предупреждает ошибки при вынесении решений в различных вопросах. Только благодаря науке Усуль аль-фикх факих может осознать правомочность и юридическую силу своего решения по правовым вопросам. [1] Сура аль-Бакара, 2/43. [2] Насаи, Манасик, 1. [3] Сура аль-Маида, 5/90.