Правда ли, что современные муфтияты незаконны по Шариату?

Фото: Donald Walker/ shutterstock.com

Фото: Donald Walker/ shutterstock.com

Вопрос:

— Говорят, что современные муфтияты незаконны по Шариату, что следовать им нельзя, потому что первый муфтият в России был создан по приказу императрицы Екатерины II для контроля государства над мусульманами.

Фото: Ильнур Мифтахов / ДУМ РТ.

Фото: Ильнур Мифтахов / ДУМ РТ.

Ответ:

— С именем Аллаха Милостивого, Милующего.

Первое духовное управление мусульман было создано в России указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 г. под названием «Оренбургское Магометанское Духовное собрание».

Известный востоковед Ренат Беккин пишет, говоря об истории татарских муфтиятов в России:

«Но каково бы ни было происхождение муфтията, нельзя не признать, что в России этот институт прижился и был найден полезным имперской администрацией, а через некоторое время — и самими последователями ислама. Муфтият создавался для контроля над жизнью мусульман и потому изначально был негативно встречен значительной частью верующих. Однако позднее татары, составлявшие большинство мусульманского населения на территории, находившейся в ведении Духовного собрания в Уфе, стали воспринимать его в качестве своего национального института.

Примечательно, что ко второй половине XIX в. эту точку зрения стали в целом разделять официальные лица Российской империи — в частности, некоторые губернаторы, управлявшие регионами со значительным мусульманским населением, а также другие чиновники, например, обер-прокурор Святейшего правительствующего Синода К. П. Победоносцев. Они выступали за ликвидацию Духовного собрания в Уфе, утверждая, что оно служит целям усиления ислама и мусульман.

Тот факт, что татары рассматривали муфтият не как колониальный институт, а как учреждение, позволяющее им сохранить свою религию и свою этноконфессиональную идентичность в целом, объясняет, почему Духовное собрание в Уфе продолжило (пусть и в модифицированном виде) свое существование и после падения монархии в России» («Люди в верности надежные…»: татарские муфтияты и государство в России (XVIII–XXI века). — М.: Новое литературное обозрение, 2022. — 552 с.).

Иными словами, исторические свидетельства подтверждают, что духовное управление не воспринималось только как орган государственного контроля за мусульманами, но и как институт, сохраняющий религию и этническую идентичность татар.

Более того, после революции и крушения монархии, когда верующим в России дали религиозную свободу, а все царские указы перестали действовать, верующие не только не ликвидировали институт духовного управления мусульман, но и реорганизовали Духовное собрание в Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири.

Первым выбранным на Всероссийском съезде мусульман муфтием стал известный ученый-богослов Галимджан Баруди, который сделал много полезного для мусульман на этом посту. Впервые в истории муфтий был назначен не императором, а избран на свободных выборах.

Выдающийся мусульманский ученый и суфийский шейх Сайфулла-кади Башларов много лет занимал должность муфтия Дагестанского народного суда. Дагестанский народный суд был создан в столице Дагестанской области Темир-Хан-Шуре. Его состав утверждался командующим войсками Кавказской армии. Решения судебных заседаний также подлежали утверждению командующим войсками области. Дагестанский народный суд рассматривал дела по адату и шариату (Халифаева Анжела Курбановна, Джалилов Шамиль Надирович. К 150-летию судебной реформы 1864 года: из истории судебной власти дореволюционного Дагестана // Судебная власть и уголовный процесс. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-150-letiyu-sudebnoy-reformy-1864-goda-iz-istorii-sudebnoy-vlasti-dorevolyutsionnogo-dagestana (дата обращения: 28.12.2024).

Таким образом, немало примеров, когда муфтиями в разные периоды российской истории становились выдающиеся ученые-богословы и духовные наставники, которые благодаря своему положению и авторитету приносили огромную пользу мусульманам.

Важно то, что в Шариате существует основа для существования духовных управлений мусульман и дозволенности следовать за их фетвами и решениями.

Согласно ханафитскому мазхабу, если в местности мусульмане живут по светским законам и там нет шариатских судов, то они должны сами выбрать казыя из своей среды и передать ему право разрешать конфликты мусульман.

Так, Ибн Абидин в «Радд аль-мухтар» цитирует некоторых имамов-ханафитов:

«В местности, где власть у немусульман, разрешается мусульманам проводить пятничные и праздничные намазы, а казыем избирается тот, кем довольны мусульмане. Им обязательно (ваджиб) найти мусульманина, кто будет управлять их делами (вали)» (Ибн Абидин. Радд аль-мухтар. Т.16, с. 317 (Дар ас-Салям).

Далее он цитирует имама Камаля ибн Хумама, который пишет в «Фатх аль-Кадир»:

«Если у мусульман нет правителя и того, за кем они могут следовать <…> то мусульманам обязательно (ваджиб) выбрать одного из своей среды и поручить ему управлять делами мусульман и разрешать их конфликты. И он должен стать для них судьей. Также они должны выбрать имама, который будет возглавлять для них пятничный намаз».

Примерно такую ситуацию мы наблюдаем в России в наши дни: мусульмане объединяются в религиозные организации, выбирают себе имамов, а те выбирают председателя духовного управления. Духовные управления регламентируют проведение коллективных намазов, работу мечетей, религиозное образование, определяют начало и конец месяца рамадан, дают фетвы, разбирают конфликты мусульман, собирают и распределяют закят, организуют поездки в хадж и умру, сертифицируют производство халяльного питания, а также выполняют огромное количество дел, без которых мусульмане в этой местности не смогут полноценно практиковать свою религию.

Более того, в книге фетв «ат-Татарханийя» сказано: «Если немусульмане сами назначат для мусульман казыя, и мусульмане согласятся с выбором, его назначение будет действительно» (Ибн Абидин. Радд аль-мухтар. Т.16, с. 318 (Дар ас-Салям).

Получается, что даже если государство само, без участия мусульман, выберет того, кто будет управлять делами мусульман (как было в Российской империи и СССР), за таким человеком разрешается следовать, если он достойный мусульманин и подходит для этой должности.

Мы можем сказать, что современные духовные управления мусульман в России, появившиеся в 90-е годы после распада СССР, — это наследники не Оренбургского Духовного собрания или ДУМов советского времени, когда государство назначало муфтия, а скорее того Первого Всероссийского съезда мусульман 1917 года, выбравшего шейха Галимджана Баруди путем свободного голосования.

Фото: Ilyas Al Aziz/ shutterstock.com

Фото: Ilyas Al Aziz/ shutterstock.com

В завершение напомним наставление Благородного Куръана.

Всевышний Аллах говорит:

وَإِذْ تَأَذَّنَ رَبُّكُمْ لَئِن شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ وَلَئِن كَفَرْتُمْ إِنَّ عَذَابِي لَشَدِيدٌ

«И вот ваш Господь объявил: «Если вы будете благодарны, Я увеличу вам [блага]. А если вы будете неблагодарны, то наказание Мое сурово» (сура «Ибрахим», 7 аят).

Из этого аята следует, что если мы не будем проявлять благодарность Всевышнему Аллаху за тот уровень религиозной свободны, который есть сейчас в России, ценить наших имамов и ученых, то Аллах может лишить нас этих благ. Просим у Него помощи и защиты!

Разъяснения ученых, касающиеся нежелательности совершения намаза с непокрытой головой

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle