Вопрос.
Ас-саляму аляйкум. Наша же сила, которую мы ощущаем в момент действия (если, например, поднимаем штангу), не влияет на само действие, иначе бы получалось, что наряду с Аллахом кто-то творит в мире. Такое заблуждение опасно тем, что может привести к многобожию (ширку). Это как правильно понять?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух!
Этот вопрос является одним из самых сложных вопросов акыды – из тех, знание которых обязательно для каждого мусульманина. Но нужно приложить усилия, чтобы его понять.
Рассмотрим для примера указанное действие: поднятие штанги. Из школьного курса физики мы знаем, что тело движется под действием силы. В данном случае это мышечная сила человека, который поднимает штангу.
Наличие в человеке силы мы не отрицаем. Какое доказательство ее наличия? Тот факт, что мы ее ощущаем. Любой, кто поднимал тяжести, чувствовал в себе силу и напряжение мышц. Значит, сила у человека все-таки есть. Вопрос только в том, влияет ли сила человека на результат действия или нет.
Вопрос этот следующий: какова природа этой мышечной силы, которая приводит к поднятию штанги. Возможны три варианта:
1. Штанга поднимается силой самого человека
Если бы человек обладал самостоятельной силой для совершения действия (поднятия штанги), то получается, что в какой-то мере он был бы независим от Аллаха, и в мире был бы еще кто-то действующий и творящий, помимо Аллаха. А это невозможно, ведь Всевышний Аллах прямо в Коране говорит:
وَاللَّـهُ خَلَقَكُمْ وَمَا تَعْمَلُونَ
«Аллах создал вас, и все ваши поступки» (сура «ас-Саффат», 96).
Это ясный аят, имеющий общий смысл, из которого следует, что все действия творений создаются Аллахом.
2. Штанга поднимается силой (и Могуществом) Аллаха
Второй вариант верный с точки зрения ахлю-сунна. При этом, как мы сказали, человек чувствует в себе силу в момент поднятия штанги, просто эта сила возникает в момент действия и не влияет на результат действия. Просто Всевышний Аллах пожелал, чтобы человек ощущал в себе эту силу.
3. Штанга поднимается сочетанием силы человека и Аллаха
Третий же вариант опровергается нашими учеными. Имам Акмалюддин аль-Бабирти пишет в комментарии к «Васые»: «Невозможно лишь, чтобы совершение одного действия осуществлялось двумя силами, обе из которых – создающие».
Таким образом, как рациональные доводы, так и аяты Корана ясно подтверждают, что все действия творений творятся Всевышним Аллахом, а человек выбирает их. Шариатские обязанности и ответственность за все действия в будущей жизни связаны именно с выбором человека.
Имам акыды ахлю-с-сунна валь-джама’а эпохи саляфов Абу Джафар ат-Тахави, да помилует его Аллах, пишет в своей «Акыде»:
«Способность – например тауфик – с которой осуществляется то или иное действие, не может быть приписана творению. Эта способность возникает в момент действия.
А способность в смысле наличия здоровья, возможности, умений и необходимых средств существует до действия. И на способности в этом значении основан таклиф. Всевышний Аллах говорит: «Аллах не возлагает на человека сверх того, на что он способен» (сура «аль-Бакара», 286). Действия людей сотворены Аллахом, но приобретены (касб) людьми».
Автор, да помилует его Аллах, говорит, что нужно различать способность к осуществлению действия, которая бывает в человеке до действия. На этой способности основан таклиф – распространение на человека обязательств Шариата.
Способность – это, например, физическое здоровье (для совершения намаза или поста), наличие средств (для закята или хаджа), знание (о способе совершения данного вида поклонения) и т.п. Если у человека нет соответствующей способности для выполнения того или иного вида поклонения, оно не будет для него обязательно. Это то, о чем говорит Всевышний, например, в аяте:
وَلِلَّـهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ إِلَيْهِ سَبِيلً
«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они в состоянии проделать этот путь» (сура «Алю Имран», 97), то есть если не способны, то и не обязаны.
В подтверждение того, что Всевышний Аллах не обязывает нас совершать то, на что мы не способны имама Тахави в цитате выше и приводит аят суры «аль-Бакара».
Сила же для осуществления самого действия бывает, согласно суннитскому вероучению, только в момент действия – ни до, ни после него. И ее создает в рабе Всевышний Аллах.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.