Ат-тафсир аль-ишарий (التفسير الإشاري) – это вид комментирования аятов Корана, при котором к явному толкованию также дается дополнительное пояснение, которое можно согласовать с явным толкованием. Обычно такое комментирование происходит в соответствие с указаниями, улавливаемыми духовными наставниками.
По этой причине данный метод тафсира также называют суфийским тафсиром. Но мы предпочтем первое название (т.е. ат-тафсир аль-ишарий), т.к. в нём имеются указания на правила, которые обычно используются в методологии исламского права (усуль аль-фикх), как например "указание текста" (ишарату ан-нас).
Читайте также: Тафсир биль-маъсур, или толкование аятов другими аятами
Важным условием в данном виде тафсира является возможность согласовать с явным толкованием того или иного аята.
Данное условие ограничивает ат-тафсир аль-ишарий тем, что может содержать речь арабов, на основе которой был ниспослан Коран и следует его понимать в соответствии с их речью, также следует придерживаться основных явных смыслов, подразумеваемых из Речи Всевышнего Аллаха.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ат-тафсир аль-ишарий не является чем-то новым в раскрытии смыслов Корана, а напротив, он известен, и сподвижники пользовались им, не получая за это упреков.
Ярким примером данному виду тафсира служит случай, который произошел с Ибн ‘Аббасом. ‘Умар ибн аль-Хаттаб его сажал со сподвижниками, которые принимали участие в битве при Бадре, некоторым из них это не понравилось, и они спросили у ‘Умара:
"Почему ты приводишь этого мальчика, чтобы он сидел с нами, ведь у нас дети его возраста?", ‘Умар на это ответил: "Чтобы вы знали о его статусе (о его знаниях)".
И как передает имам аль-Бухари в своем Сахихе, в одном из таких собраний ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил юного Ибн ‘Аббаса:
"فَسَأَلَ عُمَرُ ابْنَ عَبَّاسٍ عَنْ هَذِهِ الآيَةِ: {إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللهِ وَالفَتْحُ} [النصر: 1]. فَقَالَ: أَجَلُ رَسُولِ اللهِ ﷺ"
"‘Умар спросил ибн ‘Аббаса об аяте [т.е. о его значении]: "Когда придет помощь Аллаха и победа" [сура "ан-Наср", 1 аят], на что он ответил: приближение времени ухода из этой жизни посланника Аллаха ﷺ" ("Сахих аль-Бухари", №4430).
Данный хадис является ярким примером к ат-тафсир аль-ишарий. "‘Улюм аль-Куръан аль-Карим" Нуруддина ‘Итра, 97-98 стр.
Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин
Фото: elements.envato.com.