Ислам – это религия руководства истиной. Чтобы достичь этой цели человеку важно искать знания «от колыбели до могилы». Это сейчас знания условно поделены на религиозные и светские, в первое время развития Ислама это было чем-то целым, что отразилось как на культуре, так и на форме образования мусульман.
Первым обращением к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было: «Читай!» И следом: «во имя Господа твоего». Хотя Пророк, мир ему и благословение, был неграмотным человеком, его призвали прочитать. В широком смысле речь шла не просто о чтении, а об открытии, понимании и применении обычных знаний, полученных из физической сферы существования. Для этой цели должны были использоваться не только пять чувств, наблюдения, эксперименты (эмпиризм) и разум (рационализм), но и сердце и душа. Этот новый и революционный тип чтения и приобретения знаний охватывает все существо. Он в равной степени включает в себя физическое, умственное и духовное измерение.
Это новое чтение - которое можно назвать культурой икры (читай!) - означает чтение Слова, вселенной, жизни, природы, общества, истории и себя. Это значит подходить ко всем физическим и метафизическим аспектам жизни с одинаковым усердием и одинаковыми целями. Именно из-за этого образованные мужчины и женщины названы наследниками пророков.
Само собой разумеется, что ислам, жизнь и знания неразрывно связаны. Их сочетание составляет ядро понятия таухид (Единство Аллаха) и его многочисленные последствия для жизни и мышления. И как гласят предания, превосходство образованных мужчин и женщин над набожными (но невежественными) поклоняющимися подобно превосходству (в яркости) полной луны над остальными звездами (в яркости).
Отношения между мечетями и школами (образовательными учреждениями)
Когда Пророк, мир ему и благословение, открыл мечеть в Медине как катализатор культурного и цивилизационного развития зарождающейся мусульманской общины, мечеть функционировала как центр развития. Одна из его наиболее важных функций заключалась в том, что он служил учебным центром, в котором участвовал каждый член сообщества.
На самом деле мечеть Пророка, мир ему и благословение, была первым и наиболее влиятельным учебным заведением в исламе. Является ли учебное заведение хорошим и насколько, измеряется влиянием, которое его выпускники оказывают на общество и жизнь в целом. Все остальное: причудливые названия академических программ и их учебные планы, искусственные обозначения, манипулируемые рейтинговые процессы, а также некоторые субъективные критерии и методы оценки неадекватны и чаще всего вводят в заблуждение. Люди заканчивают тем, что остаются жить в коконах их собственного академического высокомерия, невежества и самообмана.
Что касается мечети Пророка, мир ему и благословение, то ее первые выпускники, сподвижники Пророка (сахабы), были настолько превосходны и благородны, что значительно повлияли на ход человеческой истории, сделав мир лучше. Большая часть благ, которыми пользуются сегодня не только мусульмане, но и человечество в целом, обусловлена их гением и самоотверженностью, а также их непосредственными преемниками.
Обучение как средство достижения высоких целей стало неотъемлемой частью узнаваемой идентичности исламской культуры и цивилизации. Это стало частью мусульманской психики и тотального бытия. На протяжении веков мусульмане были величайшими факелоносцами человеческой цивилизации, просвещения и прогресса.
Поскольку поначалу мечети как общественные центры были единственными учреждениями, обучение занимало важное место в списке их приоритетов. Настолько, что некоторые мечети можно было отождествить со школами (колледжами или медресе), а когда школы стали независимыми учреждениями, они, в свою очередь, имели сходство с мечетями как по архитектурному облику, так и по основным функциям.
Чтобы удовлетворить требования непрерывного систематического обучения - и других социальных мероприятий - большинство мечетей в мусульманском мире были гипостильного типа, с обширными открытыми дворами. Таким образом, для мечетей было легко приспособить и облегчить множество различных действий.
Например, мечеть Пророка, мир ему и благословение, в его время функционировала как: 1) центр религиозной деятельности; 2) учебный центр; 3) резиденция Пророка; 4) благотворительный центр; 5) центр содержания под стражей и реабилитации; 6) место для лечения и ухода; и 7) место для проведения досуга.
Позже, когда школы стали независимыми учреждениями, они физически оставались рядом с мечетями и их многофункциональными комплексами. Их планировка и морфология были похожи на мечети. Часто было трудно их отличить друг от друга. Их внешний вид и роли были одинаковыми. Три ярких примера таких заведений – это университет Аль-Каравийин в Фесе, Марокко, университет аль Азхар и университет Зайтуна.
Университет Аль-Каравийин в Фесе, Марокко, является старейшим из существующих, постоянно действующих высших учебных заведений в мире, согласно ЮНЕСКО и Книге рекордов Гиннеса. Он был основан Фатимой аль-Фихри в 859 году. Уже более двенадцати столетий он является одним из ведущих духовных и образовательных центров мусульманского мира. Однако университет был основан в первую очередь как мечеть.
Как и любая мечеть, Аль-Каравийин вскоре превратился в место для религиозного обучения и политической дискуссии, постепенно распространяя свое образование на все предметы, особенно на естественные науки.
Мечеть Аль-Азхар в Каире, втором старейшем в мире постоянно действующем университете, после Аль-Каравийина, также изначально была школой-мечетью, впоследствии ставшей одним из самых влиятельных университетов в мире. То же самое касается университета Аль-Зайтуна в Тунисе. Эти три выдающихся примера ничем не отличались от большинства главных мечетей мусульманского мира. Кроме того, три университета никогда не переставали функционировать как мечети.
Это продукты исламской традиции, в которой мечети также являются школами (образовательными учреждениями), предоставляющими всю необходимую поддержку и средства для достижения цели; а школы (учебные заведения) также являются мечетями, в том смысле, что они продолжают пропагандировать и распространять ту же философию, цели и ценности, что и мечети, хотя и в другой плоскости, но с использованием различных средств и методов.
Несомненно, это благородный акт образовательной и духовной интеграции. Это часть того, что можно назвать институциональной идеологической гармонией, в которой знание и вера идут рука об руку, а быть верующим неизменно значит быть образованным, стремящимся к знанию и применяющим его на практике.
Ася Гагиева