Захватив территории своих соседей в центральной и северной Индии, падишах Акбар (правил 1556-1605) укрепил империю Великих Моголов. После этого он провел реформы с целью закрепить власть династии.
В ходе этих реформ он открыл индуистам путь на государственную службу и предоставил всем им равные права с мусульманами. Затем он пригласил к своему двору персов, которые имели навыки государственного администрирования, а после этого ввел у себя при дворе индийские обычаи, в том числе торжества по случаю многочисленных индуистских праздников.
Он также предпринял попытку создать вероучительную доктрину «дин-и-иляхи», в которой бы были объединены элементы разных религий. В своей столице –городе Агра он учредил ибадат-хану (молитвенный дом), где представители различных школ религиозной мысли — мусульмане, индусы, парсы, джайны и христиане — участвовали в философских диспутах на различные темы.
Обязательная ежедневная пятикратная молитва, обязательный пост в месяц Рамадан и обязательное паломничество в Мекку были отменены указами падишаха.
Акбар женился на женщине индуистке, хотя такой брак по исламу запрещен.
Эта доктрина с одной стороны встречала понимание и поддержку среди индуистов, но среди мусульман она вызывала отторжение.
Так, знаменитый богослов и суфий шейх Ахмад Сирхинди, «Муджаддид альфи сани» (Обновитель второго тысячелетия), которого также назвали имамом Раббани, в связи с тем, что он был непререкаемым авторитетом в мусульманском богословии, резко выступил против «дин-и-иляхи», смешения индуистских и исламских обычаев и включения индуистских обрядовых практик в повседневную жизнь двора падишаха.
Он указывал, что подобная религиозная доктрина представляет угрозу для мусульман, так как подрывает их религиозную идентичность.
Он осуждал практику совершения земного поклона перед лицом могольского падишаха, культ его непогрешимости, отмену налога (джизьи), который были обязаны уплачивать немусульманские подданные Моголов, введение новой формулы вероисповедания «Нет бога, кроме Аллаха, и Акбар — халиф Аллаха».
Он также критиковал первого могольского падишаха Бабура за то, что тот призывал не резать коров, так как это противоречит религии индусов, подчеркивая, что у мусульман, согласно шариату, есть неотъемлемое право питаться говядиной.
Сирхинди также противостоял усилению влияния персов-шиитов при дворе падишаха и призывал представителей мусульманской знати отстаивать интересы ислама и проповедовать его во всей незамутненной чистоте.
Один из его последователей – верховный шариатский судья провинции Джайнпур Мухаммад Язди издал фетву, объявившую Акбара вероотступником и призвал начать против него джихад, но был убит.
Проповеди шейха были чрезвычайно популярны среди мусульман и «дин-и-иляхи» не получила широкого распространения в Индии. Кроме Акбара ее исповедовали лишь несколько его приближенных.
Уже во время правления сына Акбара – падишаха Джихангира была предпринята попытка изолировать шейха. Его арестовали и поместили в крепость Гвалор, где он находился два года.
Такое обращение с шейхом вызвало гнев его сторонников, и они подняли восстание.
Один из них – Махабат-хан со своим войском смог захватить в плен самого Джихангира, который вынужден был освободить Сирхинди и по его требованию отменить все еретические распоряжения своего отца.
Именно поэтому шейх Ахмад Сирхинди считается «обновителем второго тысячелетия»; ведь ему удалось отстоять ислам от искажений и пресечь распространение антиисламского учения в Индии.
Ильдар Мухамеджанов
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!