Всевышний Аллах в Своем откровении человечеству подчеркивает важность органов, с помощью которых человек получает разнообразную информацию:
«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу». (Коран; 17:36)
«Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали». (Коран; 41: 22)
«Скажи: «Как вы думаете, если Аллах отнимет ваш слух и ваше зрение и запечатает ваши сердца, какое божество, кроме Аллаха, вернет вам все это?». (Коран; 6:46)
Во всех этих аятах слух ставится на первое место и этому есть свое объяснение: слух на стадии эмбриона развивается быстрее зрения и является первым чувством, присущим человеку. Он начинает функционировать еще до рождения ребенка. В отличие от зрения, которое начинает функционировать только тогда, когда ребенок появляется на свет. Для зрения необходим свет: лучи света отражаются от предметов, а затем попадают в глаз. В полной темноте глаза не могут функционировать, однако слух продолжает работать.
Слух служит для связи человека с внешним миром. Когда Аллах повелел обитателям Пещеры пребывать во сне сотни лет, Он сказал: «Мы запечатали их уши (погрузили их в глубокий сон) в пещере на много лет». (Коран; 18 : 11)
Таким образом, после того как их слух был отключен обитатели Пещеры смогли проспать сотни лет, не просыпаясь.
В этом может убедиться каждый: дневной шум препятствует глубокому сну и спокойно заснуть можно лишь в ночной тишине.
Только в одном аяте, в котором описывается Судный день, зрение упоминается раньше слуха: «Если бы ты видел, как грешники опустят головы перед своим Господом: «Господь наш! Мы увидели и услышали. Пошли нас обратно, и мы будем поступать праведно. Воистину, мы обрели убежденность». (Коран; 32: 12)
Поистине, страшные картины Судного дня, увиденные грешниками, приведут их в ужас.
Стоит также отметить, что в Коране употребляется и слово «сам'ун», обозначающее и слух, и уши (соответствующий орган слуха ), но в то же время употребляется слово «басарун», и как обозначение зрения, и взгляда (взора) человека. Слово «басарун» всегда употребляется во множественном числе («абсарун»), в то время как слово «сам'ун» – в единственном.
Например: «Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали». (Коран; 41: 22)
Почему же так происходит, ведь разве нельзя сказать «слух и зрение» или «уши и взор»?
Всемогущий Аллах в этой формулировке демонстрирует нам точность Священного Корана. Зрение как процесс подконтрольно человеку. Он может смотреть или не смотреть на что-то. Он может закрыть глаза на то, что ему не нравится, но не может поступить подобным же образом со своим слухом, так как он не подконтролен ему. Если рядом с кем-то находятся говорящие люди, то их речь достигнет его ушей хочет он того или нет.
У разных людей может быть разное зрение. Находясь на одном и том же расстоянии от какого-либо предмета, один человек может увидеть его, а другой – нет. В то же время люди, заходящиеся в одном и том же помещении, если у них нет проблем со слухом, одинаково реагируют на один и тот же уровень шума.
Таким образом большую часть информации человек получает на слух. Через зрение проходит значительно меньше информации. В том числе и Священный Коран первоначально воспринимался исключительно на слух. Таким образом, слух оказывается более важным фактором, чем глаза.
Упоминание слуха в единственном числе содержит намек на непрерывность и самостоятельность этого процесса, не требующего никаких дополнительных приспособлений, в то время как для получения информации с помощью зрения необходимо и наличие носителя информации (например, книги) и навыков чтения.
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь информацией с друзьями!