Древние греки характеризовали философию как «любовь к мудрости», подразумевая при этом стремление к ней, однако при этом подчеркивали невозможность ее постижения в полном объеме.
«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого», – говорил Сократ.
Эту парадигму мышления преодолели именно мусульманские философы. Для них постижение мудрости это – знание реалий в том объеме, на который способно человеческое существо и поведение в соответствии с этим знанием.
То есть они добавляли в философию этическое измерение, которое игнорировали древние греки.
Когда мусульмане познакомились с их философией, термин «мудрость», по-арабски – «хикма» был известен им из Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Хикма, в зависимости от контекста, может означать причину, принцип, рассуждение, взгляды, способность отличить истинное от ложного. Коран характеризует хикму как милость от Аллаха. Пророк Мухаммад назвал ее «утерянной собственностью мусульманина», которую тот должен отыскать.
Таким образом, философия для мусульманина – нечто большее, чем обычное умствование. Она соединяет разум человека с более глубокими сторонами бытия, которые не всегда поддаются анализу.
Эта сторона постижения мира как части реализации Божественного замысла, которую знаменитый суфий Сухраварди назвал «философией озарения», а Рене Генон – «интеллектуальной интуицией».
Эта доктрина позволяет получить непротиворечивую целостную картину мира там, где не сходятся воедино земной опыт, основанный на логическом знании, научные данные и религиозное учение.
К сожалению, в сознании современного человека, которое все чаще называют «клиповым» мир предстает фрагментированным.
Целостная картина мира сплошь и рядом подменяется стереотипами мышления, которые и определяют принадлежность к «плохому» или «хорошему».
Связь человека с высшим, духовным, в значительной степени утрачена.
По меткому замечанию Генона: «Под предлогом овладения землей человек оторвался от Неба».
В этой связи ценность мусульманской философии в том, что она эту связь не утратила.
Именно поэтому очень интересна работа современного мусульманского философа Мухаммада Накыба аль-Аттаса «Введение в метафизику ислама».
В ней он четко дает понятие, что ислам это не есть что-то недостижимо идеальное, а реальность, в которой и живут мусульмане. Столь популярные в современном мире понятия как «изменение», «развитие», «прогресс» получают в понимании мусульманина совершенно новое звучание как сознательное целенаправленное движение в направлении истинного ислама.
Даже само понятие целенаправленности обретает истинное значение лишь тогда когда имеется ввиду нечто, обладающее бытием, факт которого установлен раз и навсегда.
То есть мусульманин не поддается химерам и миражам, которыми так наполнена жизнь современного человека и постоянно стремится оставаться на пути истины, которая описана в источниках исламской религии – Коране и сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
В этом смысле исламская философия вступает в противоречие с атеистическим взглядом на возникновение этого мира и фактическим поклонением человеку как «венцу» развития.
Таким образом, она еще и бросает вызов европоцентричности западной философии, которая считает лишь западную цивилизацию образцом, которому должны подражать другие.
Ставя вопросы, общие для любой философии: что такое сущность бытия, каковы пределы человеческого разума, что такое свобода, этика и как стать счастливым она дает на них свой ответ.
В понимании мусульманина понятие счастья не замыкается в границах материальной светской жизни, ибо связь человека с миром иным оказывает непосредственное и глубокое воздействие на его связь с земной жизнью.
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!