Османы – потомки кочевников. Им гораздо привычнее скакать по бескрайним просторам степей, чем путешествовать по волнам. Тем не менее, как только османский бейлик получил выход к морю в 1437 году, османы начали осваивать морские просторы.
Баязид Молниеносный оценил важность проливов Босфор и Дарданеллы, и по его приказу на полуострове Галлиполи была построена судостроительная верфь. На флот стали набирать молодых холостых людей – азебов («’азаб» по-арабски –«холостяк»).
Для страны, имевшей протяженное морское побережье, защита водных рубежей становилась все более и более важным делом.
Поначалу модели судов копировали с венецианских галер. Их маневренные качества как нельзя лучше подходили для действий в прибрежной полосе, а весла давали возможность двигаться во время штиля. Галеры стали основными кораблями средиземноморских мусульманских корсаров.
Они активно использовались при взятии Константинополя, а их экипажи внесли свой существенный вклад в победу османов.
Во времена султана Мехмеда Фатиха флот усилился настолько, что османы смогли обеспечить с его помощью 13-месячную осаду итальянского города Отранто в 1480 году.
16 век – время начала расцвета османской морской мощи. При сыне Мехмеда Баязиде II началось строительство больших кораблей. Завоевание островов в Средиземном море потребовало привлечение опытных моряков. В его время османскими адмиралами стали известные мореплаватели Кемаль-реис и Бурак-реис.
Османский флот помог армии под предводительством Селима Явуза завладеть Сирией и Египтом.
В Суэце были построены новые верфи и уже в то время был поднят вопрос о строительстве Суэцкого канала, чтобы суда могли проходить в Красное море и дальше – в Индию, но в то время этот проект не мог быть осуществлен.
В 1517 году был завоёван Йемен, а в 1534 году – Басра. Османы вели у побережья Индии бои с португальцами и помогали местным мусульманам отбиваться от натиска колонизаторов.
Завоевание Красного моря способствовало расцвету торговли в этом регионе.
Правление султана Сулеймана Великолепного ознаменовало собой дальнейшее укрепление и развитие флота. В 1522 году при его активном участии был завоеван остров Родос, а в 1538 году корсар, принятый на османскую службу – знаменитый Хайретдин-паша по прозвищу Барбаросса захватил Отранто. Барбаросса был удостоен звания «капудан-и-дерья» - то есть адмирала. Ему было дарован титул паши и постоянное место в Государственном совете – диване. Он воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев: Тургут-реиса, Пиале-пашу, Клыч Али-пашу.
Османам активно противостояли генуэзцы, испанцы и венецианцы, объединившиеся в «Священную лигу». Шла борьба за побережье Северной Африки. В 1551 году османы захватили у испанцев Триполи, а в 1567-70 годах им удалось захватить Кипр.
Однако, сколь талантливы не были османские адмиралы не обходилось и без поражений, самым громким из которых стала битва при Лепанто в 1571 году.
Тем не менее, османы не опустили руки: по приказу великого визиря за пять месяцев на галлиполийской верфи было построено 200 кораблей. Это повергло в настоящий шок членов «Священной лиги», которые продолжали праздновать победу над османами.
В 1574 году у испанцев был захвачен Тунис. После 1574 года война на море постепенно пошла на спад, хотя в 1578 году был разбит португальский флот у Каср-аль-Кебир. В этом морском сражении погиб сам король Португалии.
В XVI веке османские адмиралы Пири-реис и Сейид Али-реис составили прекрасные карты Средиземного моря и написали подробные книги по кораблевождению и мореходству.
Однако с XVII века начался упадок османского флота, связанный с тем, что на командные должности стали назначать людей не за их заслуги и опыт, а по протекции.
Османы стали проигрывать морские бои венецианцам и мальтийским рыцарям-госпитальерам.
Все же после 1695 года усилиями великого визиря Амджаде Хуссейн-паши и капитан-и-дерья Мезоморта Хуссейн-паши удалось возродить мощь османского флота.
Началом конца морского могущества османов стала битва при Чесме в 1770 году, во время русско-турецкой войны 1768-1773 годов, в которой османский флот был полностью уничтожен.
И хотя по мощи он был сопоставим с российским, решимость командующего русским флотом Алексея Орлова, подкрепленная солидным морским боевым опытом нанятых на службу английских адмиралов Джона Эльфинстона и Самуила Грейга помогли, ему одержать решительную победу, уничтожив большую часть турецких кораблей.
Во время следующей русско-турецкой войны 1787-1791 года русский адмирал Ушаков серьезно потрепал турецкий флот.
Следующий разгром турецкого флота случился в 1827 году во время войны за независимость Греции, когда объединенная англо-франко-российская эскадра полностью уничтожила османские корабли.
Его потери составили более 60 кораблей и несколько тысяч человек убитыми и ранеными. Союзники не потеряли ни одного корабля.
Строительство и содержание кораблей требует очень больших денег, а финансовое положение Османской империи год от года становилось все хуже и хуже.
В конце XIX начале XX-го века турки уже не могли строить современные корабли и им приходилось покупать их за границей. Финансирование подобных закупок стало источником финансового кризиса, а как результат – невозможность иметь полноценные морские силы.
В последней войне Османской империи – Первой мировой, ее военно-морские силы себя толком не проявили. Положение не спасла даже покупка двух современных немецких крейсеров.
Былая морская мощь османов навечно канула в историю вместе с их государством.
Ильдар Мухамеджанов