Фото: Farknot/elements.envato.com
«Аллах дал вам преимущество одним перед другими в жизненном уделе. но те, которым дано преимущество не вернут своей доли тем, кем овладела их десница, чтобы они оказались в этом равными. Неужели они отрицают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Крачковского)
«Аллах возвысил одних из вас над другими посредством богатства и удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его Своим рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Аллаха?» (Коран; 16,71. Перевод Кулиева)
Не случайно здесь даны два разных перевода одного и того же аята. Тема о том, как сочетаются материальное неравенство и Божественная справедливость достаточно сложна для обсуждения. И все-таки попытаемся подумать и об этом…
Центральной идеей ислама является Единство Аллаха - Таухид. Аллах Сам в Своей книге утверждает: «Скажи: «Он - Аллах Единый, …и нет никого равного Ему» (Коран; 112, 1, 4)
Обратите внимание: Аллах в Своей величайшей мудрости утверждает, что нет ничего равного Ему. Но, обратите внимание, Он не создал ни одного человека идентичным с другим. Также Он не наделил всех равным ризком (пропитанием). Наоборот, Он дал одним преимущество над другими и установил им разные уровни достатка.
Одни настолько богаты, что имеют в своем распоряжении все, что им захочется и тратят столько, сколько пожелают. Другие всю жизнь вынуждены работать за небольшую плату и постоянно зависят от тех, кто им ее платит. Есть еще и люди среднего достатка. У них есть кое-какое имущество и приличная зарплата, но они могут себе позволить далеко не все, чего им бы хотелось иметь у себя.
Всем, наверное, понятно, что миллионер никогда не согласится раздать свое богатство своим рабам и слугам для того чтобы они сравнялись с ним по уровню жизни.
Об этом четко говорится в Коране: «Он привел вам притчу о вас самих. Есть ли среди невольников, которыми овладели ваши десницы, совладельцы того, чем Мы наделили вас, которые имеют с вами одинаковые права на это и которых вы опасаетесь так, как опасаетесь друг друга? Так Мы разъясняем знамения для людей разумеющих». (Коран; 30,28).
Это дает нам понимание, что наличие в обществе богачей и бедняков, а также людей со средними доходами – дело не случайное.
Уравнивание людей в материальном аспекте привело бы к нарушению мирового порядка.
С тех пор как начал свое существование этот сотворенный мир люди никогда не были равны в имуществе и богатстве.
Более того, Аллах сотворил людей разными и в плане физических, и умственных способностей и этого факта никто из разумных людей не может отрицать.
Таким же образом есть люди, которые могут, благодаря своим индивидуальным возможностям, разбогатеть.
Однако, в Коране содержатся предписания, препятствующие тому, чтобы богатство концентрировалось в руках отдельных людей и сохраняющие определенный баланс в социуме с тем чтобы отдельная социальная группа или несколько человек не могли сосредоточить в своих руках все экономические рычаги, воздействующие на общество: «Добыча, которую Аллах вернул Своему посланнику от жителей селений, принадлежит Аллаху, Посланнику, родственникам Пророка, сиротам, бедным и путникам, дабы не досталась она богатым среди вас. Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании». (Коран; 59,7).
Сейчас мы можем наблюдать что в современном мире нарушен баланс между богатством и бедностью когда с одной стороны несколько процентов очень богатых людей захватили контроль над мировой экономикой через банковскую систему, основанную на ссудном проценте и фактически поработили все остальное население Земли, которому не остается никакого иного выхода кроме как работать словно рабы чтобы обеспечить свое существование и существование своих детей.
Как ответ на эту несправедливость возникла контр-система под названием «социализм» и «коммунизм», которая провозгласила своей целью ликвидацию богатых и бедных, прекращение эксплуатации человека человеком и установление всеобщего равенства.
Массы людей, возмущенных несправедливостью капитализма последовали за коммунистами. Но…мечта о равенстве так никогда и не стала реальностью.
Частная собственность оказалась под запретом. Экономических стимулов работать лучше не было. Предпринимательская деятельность считалась уголовным преступлением и каралась тюрьмой. А вместо отдельного капиталиста человека стало эксплуатировать государство, которое рассматривало его как всего лишь восполняемый ресурс.
Таким образом, экономическая система социализма не отвечала чаяньям большинства людей и не была поддержана ими.
Священный Коран предлагает иную систему, свободную как от тирании «денежных мешков», так и от всеобщей уравниловки.
Запрещая ссудный процент и связанные с ним спекулятивные операции, она разрушает основу капитализма, декларируя, что каждый бедный мусульманин имеет право на определенную долю имущества и денег богача (закят), она обязывает делиться в интересах всего общества: «…Которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных…» (Коран; 70; 24,25)
Раздел имущества умершего между всеми родственниками хотя бы и в неодинаковых долях препятствует концентрации богатства в одних руках.
Таким образом, можно сделать вывод, что ислам не запрещает частную собственность и закрепляет имущественное неравенство, но запрещает финансовые спекуляции, основой которых является ссудный процент.
Впрочем, экономическая система ислама – это тема для отдельного разговор, которая требует своего продолжения.
Ильдар Мухамеджанов