«Они спрашивают тебя о духе (рухе). Скажи: «Дух (рух) от повеления Господа моего. Даровано вам знания только немного». (сура «Перенес ночью», 85)
Рух – это то, что создано по прямой команде Аллаха, Велик Он и Славен, в отличие от обычных вещей, которые возникают в том порядке, который им предопределен Аллахом.
Все комментаторы данного аята сходятся на том, что знание о рухе (его сущности) не принесет людям большой пользы.
Этот аят был ниспослан в ответ на вопрос иудеев, заданный Пророку Мухаммаду: «Что такое душа?»
В суре «Хиджр» о сотворении человека (Адама) Аллах говорит ангелам: «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (29 аят).
Здесь Аллах указал, что дух (рух) относится к Нему.
Таким образом, становится очевидно, что дух человека, который обрел свое существование без вмешательства всяких материальных сил, а только по велению Аллаха, превосходит все остальные творения.
Кроме этого здесь указывается, что он способен принимать в себя и впитывать проявления Божественного света, чего лишены все остальные живые творения.
Другое упоминания руха содержится в 171 аяте суры «Женщины» : «Люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом (рух) от Него…(приводится лишь необходимая часть аята).
По мнению комментаторов под духом (рух) здесь имеется ввиду чистая сущность, так как пророк Иса родился без всяких посредников по приказу Аллаха и по Его воле обладал высшей степенью моральной чистоты. Согласно ещё одному мнению архангел Джибраил по приказу Аллаха вдохнул в нее, и это стало причиной рождения пророка Исы. «Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) (فَنَفَخْنَا فِيهَا مِن رُّوحِنَا ) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров».(сура «Пророки», 91)
Слово дух (рух) используется также для обозначения архангела Джибрила (мир ему).
Например:
نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ
«Верный Дух (Джибрил) сошел с ним». (сура «Поэты»,193)
О духе также упоминается в хадисе от ‘Абдуллаха бин Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который рассказал:
«Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух (рух). И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая». Сахих аль-Бухари. 3208
Есть еще один важный момент, о котором говорится в Коране:
«После этого «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: «Разве Я – не ваш Господь?». Они сказали: «Да, мы свидетельствуем». Это – для того, чтобы в День воскресения вы не говорили: «Мы не знали этого». (сура «Ограды», 172). Этот эпизод получил у богословов условное название «Ахд Аляст».
Рухи всех людей изначально находятся в тени Трона (‘Арша) Аллаха в месте, называемом ‘Иллиюн на Седьмом небе. Оттуда они приносятся и вкладываются в тело человека и туда они возвращаются.
Что касается нафса, то он обозначает человеческое «я» – эго человека, личность и самого человека.
Нафс устроен так, что порождает различные страсти и желания, так как он связан с физическим существованием человека. Страсти можно удовлетворять как законным (халяль) так и незаконным (харам) путем. Для нафса самое главное – удовлетворение страстей, неважно каким образом. Тот, кто не контролирует свой нафс, рискует впасть в большие грехи, удовлетворяя его импульсы.
"Я не оправдываю себя, ведь душа (нафс) человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия". (сура «Юсуф», 53).
«Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил на его уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу?» (Сура «Коленопреклоненная», 23).
Тому же, кто боролся с греховными желаниями, Аллах обещает рай в качестве награды: «А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, рай, это — прибежище» (сура «Исторгающие», 40,41).
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!