Абуль Али ибн Мухаммад ибн Хуссейн живший в конце XV, начале XVI веков (ум. ок. 1525) родом из города Бирджанд (Иран), был учеником известных астрономов Мансура ибн ад-Дина аль-Каши, работавшего в знаменитой Самаркандской обсерватории и Сайф ад-Дина Тафтазани, – автора самых авторитетных в средневековом мусульманском мире комментариев по астрономии.
Сам Бирджанди стал известен после написания комментариев к работам другого не менее известного астронома Насреддина Туси, который с помощью астролябии перепроверил и исправил многие данные, содержавшиеся в сочинении древнегреческого ученого Птолемея «Альмагест».
Бирджанди работал в известной обсерватории Улугбека в Самарканде. Эта обсерватория, построенная по приказу правителя города, внука знаменитого Тамерлана, считалась одной из лучших в мусульманском мире.
В ней работали несколько известных мусульманских астрономов, включая аль-Каши и Али Кушчжи. Она была уничтожена во время феодальных междоусобиц, а сам Улугбек убит.
В Самарканде аль-Бирджанди продолжил научный диспут о вращении Земли, инициированный Али Кушчжи. Он высказал ряд предположений, какими явлениями должно сопровождаться это вращение, в частности, о циркулярной инерции. (Подобные же идеи позже высказал Галилео Галилей, за что и был подвергнут наказанию).
Бирджанди за короткое время написал несколько работ с таблицами положения звезд с разбивкой по годам и комментарии на попытки аль-Каши откорректировать наблюдения ат-Туси.
Он также написал несколько работ, посвященных космологии, навигации с помощью различных небесных тел и объектов, появляющихся на небосводе в разное время, пользованию астролябией, о расстояниях и размерах планет и ряд комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси, ал-Каши и Кази-заде ар-Руми.
Отдельно следует отметить работы самого ат-Туси, который стал настоящим интеллектуальным ориентиром для многих ученых Средневековья. Его называли «Устаз аль-Башарийя» (Наставник Человечества) и Третий Учитель (первый – Аристотель, второй – Фараби).
Он построил в городе Марага (северо-западный Иран) обсерваторию, где ученые из разных стран мира, включая Китай, участвовали в научных исследованиях и наблюдениях.
В своей работе «Памятка по астрономии» («Ат-тазкира фи- ильм аль-хайа)он сформулировал собственные взгляды на эту науку, кардинально отличавшиеся от взглядов известнейшего астронома древности Птолемея.
Это, в свою очередь навело аль-Бирджанди на мысль о связи теории и наблюдения. В своем комментарии к этой замечательной работе ат-Туси он разъяснил, как тот переработал «Альмагест» Птолемея и «Элементы» Эвклида.
Историки полагают, что эта работа аль-Бирджанди вдохновила Коперника, и он сформулировал свою теорию вращения небесных тел.
Эту работу мог привезти в Европу в XVI веке француз Гильом Постел, который путешествовал по Османской империи с целью сбора научных трактатов на арабском, сирийском и других семитских языках, которые он переводил для европейской научной общественности.
В любом случае, Коперник пользовался комментариями аль-Бирджанди для разработки математической модели движения небесных тел. Стоит отметить, что работать в этом направлении начинал еще Евклид. Ат-Туси уточнил многие его теоретические выкладки, а аль-Бирджанди сделал их достоянием широкой научной общественности.
Аль-Бирджанди испытал влияние не только научных идей ат-Туси, но и его предшественников – Ибн аль-Хайтама и Ширази.
Наблюдения за небесными телами особенно важны для мусульман, так как именно по ним определяется время молитвы, время наступления и окончания Рамадана, ведется отсчет дней, месяцев и лунных лет. Поэтому занятия астрономией и математикой в мусульманском средневековом мире всячески поощрялись.
Заслуга аль-Бирджанди состоит в том, что он суммировал накопленные к XVI веку знания в этих науках, систематизировал их, дополнил и связал воедино гениальные теории астрономов и математиков Средневековья, добавив их в копилку интеллектуальных ценностей всего человечества.
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!