«Возрождение Ученых»: транслятор индонезийского ислама за рубежом

Фото: fsyimage/ shutterstock.com

Фото: fsyimage/ shutterstock.com

«Возрождение Ученых» на Малайском архипелаге

В 1926 году Ахмед Сукарно выдвинул идею единства трех элементов – нации, религии и коммунизма – в антиколониальной революции Индонезии. Общая история сплотила этносы и культуры страны, где ислам исповедует почти 90% населения. Хотя в освободительном движении страны доминировали светские идеи, роль религии оставалась значительной. Как отмечает в серии своих работ российский исследователь Владислав Безменов, «симбиоз» власти и исламских организаций ярче всего проявился в деятельности «Нахдатул Улама».

«Возрождение Ученых» – это крупнейшая в Индонезии мусульманская структура, основанная в 1926 году в городе Джокьякарта богословом Хашимом Ашари. Она откололась от «Мухаммадии», построенной потомками арабских миссионеров и выступавшей за унификацию местного ислама: попытки искоренить народные традиции вызвали ответную реакцию. «Нахдатул Улама» ориентировалась не на элиту, а на селян, среди которых и был распространен народный ислам.

К 1937 году были сформулированы следующие принципы организации: единство мусульман Индонезии; помощь в независимости от колонизаторов и возрождение местного богословия, каким оно было до прихода европейцев. В это же время «Возрождение Ученых» вошла в Верховный исламский совет Индонезии, что ознаменовало ее становление как религиозно-политической силы.

Совет, в который также входила «Мухаммадия», работал над объединением мусульман страны и сотрудничал с другими конфессиями. «Нахдатул Улама» пересмотрела свои взгляды, отказавшись от идеи исламского государства в пользу светского, но основанного на исламских ценностях. Организация одобрила обучение мусульман в светских школах и поддерживала открытие таких заведений. Эти реформы укрепили ее влияние среди горожан.

В результате «Возрождение Ученых» сблизилась с Национальной партией Индонезии (НПИ) во главе с Сукарно, что ослабило колониальную администрацию. Слияние началось уже в годы Второй Мировой войны, в период японской оккупации. Интервенты преобразовали Верховный исламский совет в «Машуми» – организацию, куда, помимо «Нахдатул Улама» и НПИ, вошли «Мухаммадия» и другие исламские группы.

После войны Нидерланды попытались восстановить контроль. Началась война за независимость Индонезии. «Машуми» активно сопротивлялась, поддерживая Сукарно не только финансами, но и фетвами о джихаде против колонизаторов. После признания суверенитета в 1949 году в правительство вошли представители «Машуми», «Мухаммадии» и «Нахдатул Улама». Последняя поддерживала курс президента Сукарно, основанный на принципах «Панчасила» – официальной индонезийской доктрины, однако из-за амбиций часто конфликтовала с властью.

Малайзия и «исламский хикайат»: причудливый сплав исламских сюжетов и фольклора

Фото: Alfha.ID/ shutterstock.com

Фото: Alfha.ID/ shutterstock.com

Государство продвигало «единство в многообразии», а «Нахдатул Улама», покинувшая «Машуми», стремилась усилить роль ислама. Победу одержала третья сторона – в 1965 году в результате переворота к власти пришел генерал Сухарто. Его режим сопровождался репрессиями против оппозиции.

«Возрождение Ученых» избежала преследований. Вахид Хашим (сын и преемник Хашима Ашари) пошел на сближение с правительством, что сделало организацию зависимой от авторитарного режима. В 1975 году Сухарто учредил Индонезийский совет улемов (ИСУ), чтобы усилить контроль над мусульманами, но в итоге лишь укрепил их влияние. «Нахдатул Улама» быстро осознала потенциал новой структуры.

Фактически управляемый «Возрождением Ученых», ИСУ занялся унификацией исламского пространства страны – развитием шариатского банкинга и халяльной промышленности. Начатые в сельских районах проекты к 1980-м годам распространились на города, вынудив банки и предприятия адаптироваться. Сертификация позволила «Нахдатул Улама» накопить значительный капитал, который затем был вложен в экспорт.

«Возрождение Ученых» стала влиятельным игроком в исламском мире, получив негласный политический контроль над Индонезией. В 1999 году лидер организации Абдуррахман Вахид (внук основателя Хашима Ашари) возглавил страну, баллотируясь как светский политик. Через пару лет он покинул пост из-за импичмента, а обстановка в Индонезии оказалась нестабильной. Фундаменталисты внутри ИСУ подняли голову на фоне мрачных событий.

Во время интервенции Запада в Ирак и Афганистан «Возрождение Ученых» и «Мухаммадия», в противовес радикальным тенденциям, заявили, что не будут открывать у себя вербовочные пункты для добровольцев. Ситуацию усугубил теракт 2002 года на индуистском Бали. Вследствие этого индонезийское правительство развернуло войну против радикального подполья.

В стране усилились преследования ахмадийцев. ИСУ поддержал гонения, что привело к расколу в местной умме. Одни называли ахмадийцев еретиками, другие указывали на их мирное сосуществование с остальными и принципы «Панчасила».

Крупнейшие «Нахдатул Улама» и «Мухаммадия» не заняли четкой позиции, и в 2005 году ИСУ объявил ахмадийцев вероотступниками. Позже радикальный «Фронт защитников ислама» открыто пригрозил их истреблением.

Казалось, «Нахдатул Улама» отошла в тень, но на деле она активно развивала международное образование, выстраивая связи с европейскими и американскими университетами. Таким образом, «Возрождение Ученых» постепенно стало транслятором индонезийского ислама за рубежом.

Для более эффективного продвижения в 2015 году богословы «Нахдатул Улама» приняли концепцию «Нусантара» – исторически сложившийся индонезийский вариант мусульманской религиозной практики. Кстати, это и древнее название Малайского архипелага.

Россия и Малайзия: движимые диалогом цивилизаций (Фото)

Фото: Akhmad Dody Firmansyah/ shutterstock.com

Фото: Akhmad Dody Firmansyah/ shutterstock.com

«Нусантара» объединила мусульман с представителями других конфессий на основе идеи мультикультурализма. Концепция стала новым вектором для уммы Индонезии, особенно после участия «Возрождения Ученых» в идеологической борьбе против «Фронта защитников ислама» с их антихристианской кампанией. Позднее местное правительство запретило «Фронт».

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle