Терпимость к инаковости: «вопрос о хиджабе» в Испании, Италии и Франции

Фото: Prostock-studio/ shutterstock.com

Фото: Prostock-studio/ shutterstock.com

Приказ министерства образования Владимирской области Российской Федерации от 22 октября, запрещающий ученикам демонстрацию религиозной принадлежности, вызвал острую реакцию со стороны российских мусульман. Этот акт коснулся, в том числе, хиджабов и никабов. Власти Владимирской области объяснили запрет просьбами родителей.

«Вопрос о хиджабе» вновь оказывается в центре общественного внимания России. Помимо горячих обсуждений, тема также активно изучается, о чем говорят многочисленные научные публикации российских исследователей.

Вместе с тем отечественные ученые рассматривают положение «вопроса» и в других секулярных государствах.

Благодаря относительно недавним работам научных сотрудников Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая открывается положение «мусульманского платка» в Испании, Италии и Франции. 

Специфика обсуждения этого вопроса для Испании состоит во многовековой и весьма драматичной истории взаимоотношений страны с арабо-мусульманским миром. Еще в начале VIII века Иберийский полуостров был почти целиком завоеван мусульманами из Северной Африки, после чего началась Реконкиста, в ходе которой и возникло единое испанское государство.

С другой стороны, после завершения эпохи Франсиско Франко в конце XX века общественная атмосфера здесь во многом поменялась. В соответствии с соглашением, заключенным в 1992 году представителями уммы с испанским государством, мусульмане имеют возможность совершать молитвы и обряды своего культа.

Муфтий РТ прокомментировал запрет на хиджаб в школах Владимирской области

Фото: Melinda Nagy/ shutterstock.com

Фото: Melinda Nagy/ shutterstock.com

Хиджаб, как и любое одеяние в исламе, отвечает представлениям о скромности и соответствии правилам приличия. Однако противники ношения никабов в современной Испании считают «мусульманское покрывало» символом дискриминации женщин. По мнению аналитиков, подобные заявления звучат со стороны самых ярых исламофобов.

Тем не менее, читатели двух крупных газет в опросе на тему публичных скандалов вокруг хиджаба в школах проголосовали в пользу запрета одеяния. В 2007 году лево-либеральное издание пригласило к участию почти три тысячи респондентов, а двенадцать лет спустя в опросе умеренно-центристской газеты выступили без малого 9,5 тыс. читателей.

Противники запрета никаба, бурки или хиджаба призывают к максимальной терпимости в отношении мусульман Испании. Сторонники данной позиции трактуют своеобразие испанской концепции отношений государства и церкви как «позитивную секулярность», которая допускает проявление жителями страны своих религиозных убеждений.

Александр Кожановский в своем исследовании «Мусульманский платок в современной Испании» приводит цитату испанского исследователя Августино Мотилла: «Способность общества, включая его юридическую систему, принять иную культуру в рамках уважения к фундаментальным принципам и ценностям будет способствовать интеграции и социальному миру».

Фото: chomplearn/ shutterstock.com

Фото: chomplearn/ shutterstock.com

Реальное положение дел говорит о доминировании в Испании «разрешительной» позиции. В стране так и не появилось никаких запретов, касающихся не только хиджаба, но и никаба с паранджой. Ограничения, вводимые на муниципальном уровне, были отменены судами высших инстанций. Но обращает на себя внимание выход на политическую арену Испании ультраправой партии Vox.

Жесткие установки партии на ограничение иммиграционных потоков в Испанию, а также защиту западной, европейской и христианской идентичности от мультикультурализма говорят о резком изменении настроений в обществе и могут сказаться на обсуждении «вопроса о хиджабе» в будущем.

Как и в Испании, в Италии нет законов, прямо запрещающих мусульманкам появляться в общественных местах покрытыми. В 2007 году вопрос был поднят «в целях борьбы с терроризмом» и активно обсуждался политическими партиями, в частности правой Лигой Севера, известной своими ксенофобскими и расистскими взглядами.

Тогдашний глава МВД Италии Джулиано Амато сделал резонансное заявление: «Если мы собираемся запретить головное покрывало в общественных местах, то сразу напрашивается вопрос: почему монахине разрешено носить ее одеяние, а мусульманке – нет?».

Фото: GoodStudio/ shutterstock.com

Фото: GoodStudio/ shutterstock.com

Большинство попыток утвердить «антихиджабные законы» наблюдаются преимущественно на Севере Италии, что вполне закономерно с учетом политических и культурных факторов. Регионы южнее Рима еще со Средневековья были связаны тесными контактами с мусульманами. Например, на Сицилии в прошлом располагалось исламское государство.

Подобный опыт не мог не сказаться на памяти населения, обусловив терпимость к инаковости. В двух северных областях, а именно в Ломбардии в 2015 году и в Венето в 2017 году приняли региональные декреты, запрещающие ношение «дискриминирующих» женщин одежд и головных уборов.

Исследуя отношение итальянского общества, исследователь Оксана Фаис-Леутская в работе «Вопрос о хиджабе в Италии» ссылается на аналитику западных антропологов. Там, где позиции христианства крепки, у населения нет страха утратить «свое» в конфессиональном плане; опасения вызывают риски потерять культурную самость.

Более терпимое отношение к мусульманским женским облачениям наблюдается в регионах, где в сельской местности до сих пор сохраняются традиционные головные женские уборы. Кроме того, итальянцам, пережившим исход населения в ходе миграций XIX-XX веков, присуще понимание чужих благодаря собственному опыту пребывания в положении меньшинства.

Во Франции тема женских мусульманских одеяний начинает постоянно звучать с 1980‑х годов, когда в школах и на улицах страны стали все чаще появляться девушки в хиджабах. Актуализация религии среди второго и третьего поколения мигрантов привела к стремлению пересмотреть принцип светскости, весьма значимый для французов.

Случай с ученицами в лицее города Крей в 1989 году, которых за ношение хиджаба не допускали к занятиям, положил начало так называемому «делу о платках». Острая тема, обрастая все новыми эпизодами, получила широкий резонанс в обществе.

Фото: Mary Long/ shutterstock.com

Фото: Mary Long/ shutterstock.com

В 2004 году французский парламент принял «Закон о религиозных символах во французских государственных школах». В нем, в частности, говорилось, что «в государственных школах, колледжах и старших классах запрещается ношение знаков или одежды, с помощью которых учащиеся демонстрируют свою религиозную принадлежность».

Почти сразу после принятия закона последовала реакция мусульманских женщин, которые начали заявлять о своем праве на ношение хиджабов, но эти выступления изначально не получили большой поддержки.

Принятие закона имело широкий резонанс в медийном пространстве: со стороны различных экспертов, научных работников, активистов – сторонников исламо-христианского диалога, журналистов, специализирующиеся в религиозной сфере, и так далее.

Закон вызвал протесты и за рубежом, особенно в мусульманском мире. Однако в общественном мнении Франции доминирует отрицательное отношение к хиджабу. Это подтверждает опыт исследователя Маргариты Любарт, описанный в работе «Хиджаб в общественном пространстве и политическом дискурсе современной Франции».

Непреднамеренно надев платок, чтобы уберечь уши от сильного ветра во время прогулки в городе Бресте, Любарт столкнулась с неожиданными для нее невербальными реакциями людей. Прохожие сторонились девушки, бросали косые взгляды, выражали отношение мимикой лица и многое другое, чего не случалось прежде, когда она была без платка.

Когда исследователь, не покрыв голову, шла по улицам в иммигрантских кварталах, в том числе даже в центре Парижа, она, напротив, ощутила не самые доброжелательные взгляды, к которым добавлялись слова и крики недовольных появлением непокрытой девушки.

В Кремле ответили на вопрос о запрете хиджабов

Фото: Odua Images/ shutterstock.com

Фото: Odua Images/ shutterstock.com

Тема мусульманских одеяний продолжает оставаться полемичной и входит сразу в несколько дискуссий о принципах французской демократии: светскости и свободы воли; права на свободу выражения мнения и выбора одежды; гендерного равенства; принципа единства нации и недопущения обособления этнических сообществ; дискриминации и «культурного расизма» и многих других.

Существует и юридическая неопределенность понятия «светскости» в современной Франции. Разногласия политических сил столь принципиальны, что найти согласие пока весьма сложно.

Безусловно, «вопрос о хиджабе» в представленных государствах невозможно рассматривать без учета многочисленных особенностей, связанных с историей того или иного региона, а также общественных настроений в отдельно взятой местности. Тем не менее прослеживается политизация острой темы.

В Испании и Италии, несмотря на терпимое отношение местных жителей к женским мусульманским одеяниям, наиболее рьяные призывы к запрету хиджабов звучат со стороны ультраправых политиков, зачастую транслирующих ксенофобские и расистские взгляды. Во Франции, где в общественном мнении доминирует отрицательное отношение к хиджабу, дискуссия развивается в сторону формирования новой, более сложной картины идентичностей.

«Платок не нарушает ни одного положения о требовании к школьной форме»

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle