Ориенталистика – лишь маска, или как формировали общественное мнение об исламе среди народных масс

Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com

Фото: Sener Dagasan/ shutterstock.com

«Ориенталистика – лишь маска, которую эти дозорные колониализма надели на свои омерзительные, адские лица и пришли сюда, чтобы украсть все, что попадется им под руку», – это отрывок цитаты, которую приводит иранский исследователь Мухсен ал-Вири в своем труде «Изучение ислама на Западе».

Таким образом ученый стремится описать понимание западного востоковедения современными авторами, работающими в исламских странах. Всеобъемлющая работа «Изучение ислама на Западе» раскрывает в том числе политические и колониальные мотивы этого явления.

«…Постановка науки на службу колониальной политике», – труд ал-Вири изобилует цитатами коллег-современников. По мнению мусульманских авторов, подвергающих это направление серьезной критике, оно ставило перед собой задачи разделения исламских народов и снижения их интеллектуального уровня, а также распространения атеизма.

Список не полный; пауза необходима для осознания неизменности методов столетиями: недооценка достижений чужой культуры и цивилизации; фабрикация антинаучных и далеких от истины понятий; духовное опустошение и обезличивание народов.

Откуда возник ориентализм?

Фото: Alim Yakubov/ shutterstock.com

Фото: Alim Yakubov/ shutterstock.com

Эварист Леви-Провансаль (1894-1956) – французский арабист и офицер, был направлен своей армией в Северный Марокко в качестве специалиста по исламским вопросам.

В рамках научной деятельности он занимался изучением местных диалектов. Миссия изысканий Леви-Провансаля заключалась в обесценивании значимости классического арабского языка и укреплении местных наречий. Реакционная деятельность должна была привести к усилению националистических настроений как одной из предпосылок для противоречий в недрах исламского общества.

К подобным французским деятелям можно отнести ориенталиста Антуана Исаака Сильвестра де Саси или его коллегу Луи Массиньона. Последний был одним из офицеров, которые в 1917 году под командованием генерала Эдмунда Алленби вошли в Иерусалим.

После вторжения высокопоставленный английский военачальник сказал, что «сегодня завершились Крестовые походы».

Востоковеды состояли на службе в посольствах, разведке и военных организациях; они не жалели усилий для утверждения господства колониальных стран на Востоке, формируя нужное общественное мнение об исламе среди народных масс.

Ориенталисты в мусульманском обличии: как их распознать?

Фото: D.Bond/ shutterstock.com

Фото: D.Bond/ shutterstock.com

Это не единственные примеры – тезисы в работе «Изучение ислама на Западе» сопровождаются фактами. Ал-Вири указывает и на противоречия в среде западных авторов.

Британский востоковед Альфред Гийом, занимавший антиисламскую позицию, написал книгу «Ислам» после выхода в свет труда Гамильтона Гибба «Мухаммеданство», автор которого выступил сторонником ислама.

Больший тираж и низкая цена книги Гийома, а также переводы на другие языки (в том числе арабский, итальянский и испанский) должны были вытеснить с рынка работу Гибба. Интерес к исследованию Востока и ислама, поневоле, прямо или косвенно оказывался под властью политики экспансии.

Фото: Valeria Cantone/ shutterstock.com

Фото: Valeria Cantone/ shutterstock.com

Западному востоковедению, исторически связанному с колониализмом, трудно установить отношения с исламским миром на основе честного и беспристрастного изучения.

В середине XV века испанский богослов Хуан де Сеговия выступал сторонником диалога, требуя от церковных властей прекратить войну и путем переговоров принудить мусульман оставить свою веру.

В 1480 году один венецианский художник по заказу султана Мехмеда II нарисовал его портрет, и таким образом Европа нашла новый способ – речь идет о стратегии «вестернизации» мусульманского Востока.

В середине ХХ века колониальный оттенок востоковедения поблек. Однако ослабление обществ в мусульманских странах и подрывная деятельность в других государствах по-прежнему являются целью работы некоторых западных исследовательских центров.

Старые методы находят себя в новых способах и «новых медиа». Если в 1990-е годы международная неправительственная организация «Открытое общество» помогала сохранить потенциал новых государств в Средней Азии, то уже в 2000-х она содействовала в осуществлении переворотов, так называемых «цветных революций».

Деятельность этой сети фондов, программ и институтов, учрежденной американским филантропом Джорджем Соросом, признана нежелательной на территории Российской Федерации.

Вдохновлённый Востоком: как исламский мир повлиял на западное искусство

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle