Какие стратегии в новых международных реалиях наиболее успешны? Как пережить кризис системы безопасности, с которым мы столкнулись сегодня? Какие последствия для мировых держав несёт расширение НАТО и напряжение обстановки в постсоветских странах?
Об этом и многом другом говорили специалисты в рамках прошедшей экспертной панели, которую организовал Институт исследований Центральной Азии.
Основной задачей дискуссии стало выявление внешнеполитических стратегий России и Центральной Азии в новых условиях. В частности, на повестку дня был вынесен вопрос о том, какие политические и экономические последствия влекут за собой казахстанский и украинский кризисы для всего региона.
В числе ключевых экспертов выступили научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Татьяна Котюкова, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского федерального университета Роман Пеньковцев, казахстанский политолог Замир Каражанов, доцент Ташкентского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Равшан Назаров.
Стоит отметить, что события, происходящие в постсоветских странах, вызывают много беспокойства не только у России, но и в мире в целом.
Система безопасности, созданная в XX веке в контексте холодной войны, на сегодняшний момент переживает кризис. Если ранее главным регионом напряжённости был Ближний Восток, то теперь линия кризисных событий продвигается к европейской границе.
В сложившейся ситуации расширение НАТО привело к созданию новой напряженности, которую невозможно игнорировать без пересмотра и переоценки существующих норм безопасности.
По словам Татьяны Котюковой, страны постсоветского пространства за годы независимости и построения собственной государственности подошли к определённой исторической развилке, на которой есть два пути продолжения дальнейшего движения.
«Один из вариантов, по которому могут развиваться события – продолжение нагнетания исторических фобий, связанных с историей до 1917 года, с советским периодом времени, с конфликтами на территории СНГ и в целом в мире, в которых участвовала Россия с позиции миротворческих сил. Те люди, которые родились после 1985 года, сталкиваются с навязыванием «исторической памяти» определённого толка, нередко антисоветского», – пояснила эксперт.
По словам Котюковой, вторая дорога – переход на новый уровень взаимоотношений России и государств Центральной Азии, который позволит преодолеть ряд навязанных фобий, которые имели место быть за многовековую историю.
«Шансы пойти по этому пути 50 на 50. При этом для всех людей на пространстве как России, так и центральноазиатских республик действует одно обстоятельство: существует определённое количество мыслящей интеллигенции, которая сделала свой выбор с точки зрения политических и моральных ориентиров не в пользу родины. Этот феномен необходимо изучать», – подытожила своё выступление спикер.
Выступая перед участниками дискуссии онлайн Равшан Назаров обратил внимание собравшихся на то, какие внешнеполитические стратегии официально действуют в странах Центральной Азии.
«К примеру, если мы возьмём Таджикистан, то в действующей с 2015 года концепции внешней политики этой центральноазиатской республики отмечено, что в системе межгосударственных отношений для страны приоритетные позиции занимают соседние государства региона. Таким образом, Таджикистан – сторонник дальнейшего расширения позитивного, многовекового и созидательного опыта дружественного сосуществования народов Центральной Азии», – пояснил эксперт.
Казахстан же, уверен Назаров, среди всех республик Центральной Азии имеет самую новую концепцию – на 2020-2030 годы, принятую в марте 2020 года.
Среди приоритетов – дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией, всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, расширенного стратегического партнёрства с Соединенными Штатами Америки, стратегических взаимоотношений с государствами Центральной Азии, расширенного партнёрства и сотрудничества с Европейским Союзом и государствами-членами ЕС.
«Помимо этого, в числе значимых направлений внешнеполитической деятельности обозначен курс на расширение сотрудничества с организациями в области политики и безопасности в Европе и Евразии – ОДКБ, ОБСЕ, НАТО и другими институтами», – пояснил Равшан Назаров.
Читайте также: В Турции рассказали о перспективах сотрудничества с Россией в условиях санкций
Не остался без внимания международных экспертов и вопрос относительно ситуации вокруг Афганистана. Так, о региональной безопасности Центральной Азии в контексте вывода войск США из Афганистана рассказал Роман Пеньковцев. Он уверен, что 20 лет миссии США завершились полным провалом.
«В числе наиболее явных проблем, которые будут длительное время актуальны для региона – проблемы приграничной безопасности, опасность роста религиозного экстремизма, проблема беженцев и вынужденных переселенцев, проблемы наркоторговли, торговли оружием и иных видов контрабанды», – добавил эксперт.
Подводя итог встречи, специалисты отметили, что страны Центральной Азии преодолели значительный исторический рубеж – 30-летие собственной независимости. Это сказывается на значительных различиях в сфере внутренней и внешней политики республик.
В целом стоит отметить, что центральноазиатские страны налаживают новые каналы сотрудничества с соседями, особое внимание уделяя экономическим процессам, которые происходят в рамках ЕАЭС. А ОДКБ выступает организационным механизмом по решению внутренних кризисов и проблем центральноазиатских стран.
Активная дипломатическая деятельность независимых государств Центральной Азии способствует достижению новых внешнеполитических задач, которые укрепляют политические системы и дают возможности для модернизации экономики.