Сибирь – это историческая и географическая область в пределах азиатской части России. Ислам суннитского толка является официальной религией подавляющего большинства тюркоязычного населения, проживающего на юге Западной Сибири, расположенной между Уральскими горами на западе и руслом реки Енисей на востоке.
Это один самых богатых природными ресурсами регионов России, который также может похвастаться своими уникальными природными и культурно-историческими достопримечательностями.
С каждой снежинкой на землю спускаются ангелы... (ФОТО)
Согласно наиболее распространенной точке зрения, ислам появился в Сибирском ханстве как официальная религия в 1570-е годы при хане Кучуме, потомке Чингисхана.
Однако, среди мусульман Западной Сибири бытует предание, согласно которому ислам проник на эту территорию раньше – в 1394 году, когда первые мусульманские миссионеры, ученики и последователи персидского религиозного деятеля и суфийского учителя Бахауддина Накшбанда, стали распространять среди язычников истинную веру.
Следует подчеркнуть, что всеми исследователями распространение ислама в Сибири рассматривается как длительный процесс, в котором также приняли участие проповедники из Ногайской орды и Казанского ханства.
Принятие ислама способствовало отказу от архаичной тенгрианской религии и сыграло большую роль в укреплении государства сибирских татар, открывая путь к исламской цивилизации: распространение получили арабский и персидский языки, а также арабская культура в целом. Кроме того, принятие ислама еще более сближало сибирских татар с родственными казанскими, предки которых стали мусульманами еще в X веке.
Ислам содействовал усилению связей сибирских татар с тюрко-мусульманскими народами Средней Азии, откуда пришли духовенство, образованные люди, а вместе с ними религиозные и светские книги. Эти факторы повлияли на развитие образования сибирских татар и распространение грамотности.
Сибирские татары, наряду с поволжско-уральскими татарами, которые начали переселение в Сибирь в XVI веке, а также казахами, появившимися в регионе в XV веке, составили три крупные этнические группы, исповедующие ислам суннитского направления в данном регионе.
Коренные татары, как и пришлые, расселялись чересполосно с русскими и другими народами Сибири. Принятие ислама знаменовало изменения в политических и этнических структурах татар и казахов, повлиявших на формирование Казахского ханства и становление Сибирского ханства в качестве самостоятельного государства.
Толерантная политика по отношению к мусульманам, осуществляемая императрицей России Екатериной II и ее преемниками, придала дополнительный импульс развитию ислама в Сибири.
Несмотря на появление конфессионной организации, учрежденной Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 года, разрешение на издание религиозных книг в 1800 году, в том числе учебников и словарей для татар Тобольской губернии, мусульмане Российской империи сталкивались с различными ограничениями и трудностями в своей повседневной жизни вплоть до 17 апреля 1905 года, когда был принят Манифест о свободе вероисповеданий.
Образованию Центрального Духовного управления мусульман России (с 1948 года – Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири) способствовали два Всероссийских мусульманских съезда, прошедших в 1917 году после Февральской революции. Участники съездов сформулировали основные политические цели мусульманского движения, которым было не суждено сбыться в условиях начинающейся Гражданской войны.
В целом, большевистские власти поначалу относились к исламу благожелательно, рассматривая мусульман как представителей наиболее угнетенных и отсталых национальностей, пострадавших от царского самодержавия. В свою очередь, часть богословов и мусульманской интеллектуальной элиты джадидистского направления (идеология мусульманского модернизма) были готовы к сотрудничеству с новой властью.
Мусульманское духовенство ряда городов Сибирского региона, в частности, Томска, выступало с просоветских позиций с лозунгами: «За Советскую власть, за шариат», «Советская власть не противоречит исламу».
1920-е годы в истории ислама в Сибири можно охарактеризовать как время относительно мирного сосуществования государственных органов и мусульманских организаций. К 1927 году в Сибири насчитывалось 166 мусульманских общин и 185 священнослужителей.
Их деятельность ограничивалась преимущественно отправлением культа и преподаванием религиозного учения, а также проявлялась в целенаправленном укреплении религиозности среди молодежи и женщин.
Но большевистское руководство, с самого начала установившее жесткий контроль над жизнью мусульманских общин, с середины 1920-х годов, в ходе культурной революции, индустриализации и коллективизации, перешло к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры.
Одной из наиболее крупных конфликтных ситуаций между сибирскими властями и мусульманами стала попытка эмиграции в Турцию в 1924-26 годах почти 3 тысяч татар-бухарцев, проживавших в Тарском округе Сибирского края. С укреплением советской власти усиливался административный и репрессивный нажим, антирелигиозные кампании приобретали все более одиозные формы.
Стабилизация церковно-государственных отношений в годы Великой Отечественной войны привела к открытию ряда мечетей. Так, в 1943 года зарегистрирована Новосибирская мусульманская община, в декабре 1944 года Омской мусульманской общине передана Соборная мечеть.
Однако, в процессе духовного подавления ислама под видом атеистической пропаганды, начавшегося со второй половины 1960-х годов, снова начинают закрываться мечети. Именно в период развития массового атеизма возник феномен домашней религиозности: получили значительное распространение домашние мечети и медресе, неофициальные духовные наставники в семьях, что компенсировало дефицит духовенства.
Правда ли, что до 922 года булгары уже были мусульманами?
Несмотря на все перипетии атеистического XX века, среди сибирских татар продолжали функционировать представления о принадлежности ряда местных родов к древним миссионерам, прибывшим к берегам реки Иртыш для распространения ислама среди сибирских язычников в конце XIV века.
В преданиях повествуется об ожесточенной священной войне с местными многобожниками, в ходе которой большая часть подвижников ислама была истреблена. Места их захоронений, которые называются «астана», приобрели культовый статус для сибирских мусульман, и демонстрируют связь Сибири с остальным исламским миром. Важнейшую роль в развитии культа сыграли суфийские братства и суфизм в целом.
Устранение антирелигиозного давления на российские конфессии в годы Перестройки образовало более благоприятную обстановку для ислама. Началась регистрация новых мусульманских общин, открытие мечетей. Процесс возвращения мусульманам старых и строительства новых мечетей значительно ускорился со второй половины 1991 года.
Следует отметить возвращение мусульманам самого значительного памятника мусульманской архитектуры Сибири – Ембаевской мечети, построенной в середине XIX века по проекту Стамбульских архитекторов (село Ембаево Тюменской области).
Этническая миграция, произошедшая в начале XXI века из государств, возникших на постсоветском пространстве (Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан), в некоторой степени повлияла на становление ислама в качестве самой быстрорастущей религиозной конфессии среди современных жителей Сибирских регионов.
Ислам в Сибири отражает мировое движение религии, зародившейся на Аравийском полуострове, и проникшей в северные, сибирские, и даже приполярные регионы, на «самый край света».
«Ислам на снегу» – эта фраза давно уже стала крылатой не только среди мусульман, но и во всём сообществе, изучающем ислам, его проблемы и перспективы.