Фото: Skreidzeleu/ shutterstock.com
Осенью 2024 года на Медиасаммите БРИКС в Москве был подписан меморандум о взаимопонимании между российским Министерством цифрового развития и египетским Высшим советом по регулированию СМИ, предусматривающий объективное освещение мировых событий для аудиторий обеих стран.
Сотрудничество развивается в период, когда египетская медиасистема переживает глубокую трансформацию, вызванную цифровизацией, политическими изменениями и экономическими вызовами.
История печатных изданий здесь началась с газеты «Le Courrier de l’Egypte», публиковавшей новости для французских солдат во время Египетской экспедиции Наполеона. После прихода к власти Мухаммеда Али в 1821 году стал издаваться арабоязычный журнал «Аль-Хедив» (в переводе — «Повелитель»).
В 1875 году хедив Исмаил упростил процедуру лицензирования, и число изданий резко возросло. Некоторые из них, например ежедневная газета «Аль-Ахрам» («Пирамиды»), существуют до сих пор. Гамаль Абдель Насер, пришедший к власти в 1956 году, заложил основы развития не только египетского общества, но и его медиасистемы на десятилетия вперед.
Правительство владеет контрольным пакетом акций трех основных ежедневных общенациональных газет Египта: «Аль-Ахрам», «Аль-Ахбар» («Новости») и «Аль-Гумхурия» («Республика»). Их редакторы назначаются главой Национального совета по печатным СМИ (National Council for Print Media). Национальные газеты финансируются за счет государственных субсидий и рекламы, однако в последние годы оба источника доходов сокращаются.
Все большую популярность приобретают частные издания, появившиеся на рынке в 2004 году, — «Аль-Масри аль-Яум» («Египтянин сегодня») и «Нахдат Маср» («Пробуждение Египта»). «Аль-Масри аль-Яум» смогла конкурировать с «Аль-Ахрам» благодаря неформальному стилю подачи новостей, отличающемуся от протокольного формата государственных изданий.
Сегодня среди основных частных газет также выделяются «Аль-Яум 7» («Сегодня 7») и «Аль-Ватан» («Родина»). Политические волнения 2011 года и последовавший за ними экономический спад резко сократили тиражи.
Фото: Tamer A Soliman/ shutterstock.com
Египет по праву считается «телевизионной нацией» — в стране с населением около 112 миллионов человек телевидение охватывает практически 100% аудитории. Национальный комитет по СМИ (National Media Authority) управляет Первым и Вторым общенациональными телеканалами, спутниковой сетью Nile Television Network и Каирским радио. Деятельность телевидения регулируется Законом № 92 от 2016 года, который предусматривает учреждение Высшего совета по регулированию СМИ (охватывающего как государственный, так и частный сектор).
Особой популярностью пользуется частное спутниковое телевидение. Первые частные каналы — Dream TV и El Mehwar — начали вещание в начале 2000-х. После событий на площади Тахрир и прихода к власти Абдель Фаттаха Ас-Сиси появилось множество новых частных сетей, таких как Cairo Broadcasting Corporation. Большинство из них включают тематические каналы: новостные, спортивные и развлекательные. Либерализация медиаполитики при Ас-Сиси проявилась, в частности, в разрешении частным каналам выпускать новостные программы — до 2011 года это было исключительной прерогативой государственных СМИ.
Радио занимает второе место по популярности после телевидения. Египет обладает самой развитой системой радиовещания в арабском мире. Современное радио организовано по сетевому принципу: «Аль-Бернамег-эль-Аам» («Общая программа») — первая и главная сеть, вокруг которой сформировались другие. «Аль-Махалия» («Местная сеть») состоит из 11 станций и ориентирована на жителей разных провинций.
Уникальное открытие в Египте
Фото: BUTENKOV ALEKSEI/ shutterstock.com
Отдельного внимания заслуживает «Шабакет аль-изарат аль-мувагаха» («Зарубежная радиовещательная сеть»), начавшая вещание в 1953 году на восемь регионов под лозунгом «Мир и независимость для всех». Эта сеть поддерживала суверенитет африканских стран и оказала настолько сильное влияние, что другие мировые вещатели были вынуждены расширить свое присутствие в Африке, чтобы конкурировать с египетским иновещанием.
Египет подключился к интернету в 1993 году. По данным на начало 2023 года, самой популярной социальной сетью является YouTube (45,9 млн пользователей), за ним следуют запрещенный в России Facebook (42 млн) и TikTok. Частное издание «Аль-Яум 7» опережает государственные СМИ в онлайн-пространстве: 13 млн подписчиков в Facebook (запрещенный в РФ) против 400 тыс. у «Аль-Ахрам». Важную роль играет Закон № 180 от 2018 года, обязывающий регистрировать онлайн-СМИ и позволяющий блокировать контент.
Учитывая негативный опыт революции, египетские власти держат медиапространство под строгим контролем. Несмотря на все вызовы, египетская медиасистема сохраняет лидерские позиции в арабском мире благодаря уникальному сочетанию факторов: богатому наследию, нереализованному экономическому потенциалу, профессиональным кадрам и огромному рынку, составляющему треть всего арабского населения.
Фото: Rawpixel.com/ shutterstock.com
Большой Египетский музей будет принимать 3 млн туристов в год
Динар Зигангиров