Значимость и виды ответственности в исламе
Обязательность (ответственность) – это благословенная черта, высокое качество, присущее благородным сердцам. Одно из самых высокозначимых среди людей качеств. Потому что люди созданы таким образом, что им необходимо взаимодействовать, а это невозможно делать успешно, если люди не будут верны своим обещаниям и исполнять обязательства, которые они взяли на себя. Обязательность предполагает исполнение своих обещаний, договоренностей, восполнение своих обязательств. В Коране сказано: «… И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 34). Также в другом аяте сказано: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 91).
Значимость ответственности
- Это атрибут Всевышнего Аллаха. Как сказано в суре «ат-Тауба» («Покаяние»): «Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха?» (аят 111).
- Это качество пророков. Например, об ответственности Ибрахима, мир ему, в Коране говорится: «…Ибрахима (Авраама), который выполнил повеления Аллаха полностью?» (сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 37).
- Это черта верующих. Как сказал Аллах в Коране: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 23).
- Это признак разумности. «Разве тот, кто знает, что ниспосланное тебе является истиной, может быть подобен слепцу? Воистину, поминают это только обладающие разумом, которые верны завету с Аллахом и не нарушают обязательств» (сура «ар-Раад», «Гром», аяты 19-20).
- Это признак богобоязненности и причина любви Аллаха к Своему рабу. «О нет! Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 76).
Виды ответственности
- Ответственность перед Всевышним. Между человеком и Аллахом есть завет, называемый единобожием и поклонением только Единому Творцу. Аллах говорит в Коране: «Разве Я не завещал вам, сыны Адама, не поклоняться дьяволу, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это - прямой путь» (сура «Ясин», аяты 60-61).
- Исполнение заветов и договоров с людьми. Аллах обращается к верующим: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам» (сура «аль Маида», «Трапеза», аят 1). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульмане соблюдают свои условия (шурут)» (Абу Дауд).
- Ответственность в исполнении своих обязательств. Это касается и работы, и договоров, и деловых, и личных, и имущественных отношений, в которых важно соблюдать баланс, быть ответственным и надежным партнером, соблюдая честность не только перед людьми, но в первую очередь – перед Всевышним – осознавая Его всевидение и всезнание Всевышнего. В Коране Аллах говорит: «О мой народ! Наполняйте меру и весы по справедливости, не придерживайте имущество людей и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (сура «Худ», аят 85).
- Ответственность в клятвах и обещаниях. Мусульманин обязан соблюдать свои клятвы, исполнять обещания, в том числе и те, которые касаются его поклонения. Как сказано в Коране: «Они исполняют обеты и боятся дня, зло которого разлетается» (сура «аль Инсан», «Человек», аят 7). Единственный случай, когда не стоит исполнять обещаний – это тогда, когда в его исполнении меньше блага, чем в отказе от него. Так, например, в хадисе, который приводится у Бухари от Малика сказано: «Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)» (Бухари, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад).
- Соблюдение своих обязательств, воспитание такой черты, как ответственность, служит причиной распространения блага и бараката в делах, укреплению дружеских и деловых отношений, предохраняет от провалов и неорганизованности, а также устанавливает психологическую безопасность и стабильность в отношениях между людьми. Это является причиной любви Всевышнего к Своему рабу. Как сказано в Коране: «Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 76).
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Женщина - для чего она создана Всевышним? Роль женщины в Исламе
Благодаря женщине в обществе царит мир и согласие, в семье – покой и умиротворение. Мужчина и женщина сотворены как частицы единого целого, посему духовное умиротворение находят только друг в друге
-
Слова поминания Аллаха, которые произносятся утром и вечером
-
Ислам в Турции
Турция – исламское государство, в котором 95% населения – мусульмане. Большая часть из них, примерно 75%, относится к суннитам, 20% - к шиитам. С 1928 года ислам не является государственной религией, но большинство населения Турции считает себя мусульманским.
-
Как обрести благой нрав?
Характер – главная измерительная величина человеческой души. Нрав человека - первое внешнее проявление качества отношений человека со своим Творцом. Характер, нрав на арабском «матин» означает хороший и твердый. Следовательно, если человек имеет сильный характер, он проявляется не только в хорошие времена, но и в трудностях.
-
10 хадисов о достоинстве Дня Арафа
День Арафа – самый ценный день в году. Награда за совершение благих поступков в этот увеличивается многократно, также увеличивается наказание за греховное. Это особенный день, возможность получения награды которого нельзя упускать, ведь тот, кто проведет его в поклонении обретет довольство Аллаха и множество наград
-
Мусульманское имя, означающее "успокаивающая"
В переводе с греческого языка имя "Азалия" обозначает «цветущий кустарник». Имя происходит от одноименного названия цветка – азалии. По второй версии имя "Азалия" арабское, и означает
-
Достоинства Ночи Бараат, в которую прощаются грехи всего года
Жемчужиной священного предшествующего Рамадану Шаабана является ночь Бараат.
-
Последние дни жизни и смерть халифа Умара (р.а.)
После того, как Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) в 23 году хиджры вернулся с хаджа в Медину, к нему подошел один персидский невольник и стал жаловаться на своего хозяина. Умар еще не знал, что разговаривает со своим убийцей...