С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Целью всех священных писаний всегда было духовно-нравственное воспитание и очищение человека от пороков. Еще пророк Ибрахим, мир ему, молил Всевышнего о том, чтобы Он послал его потомкам посланника, который будет читать им Его аяты, учить писанию и очищать их. И Всевышний ответил на его мольбу, послав Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ко всему человечеству:
«Он - Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (сура «аль Джумуа», «Собрание», аят 2).
В другом аяте также сказано:
«Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости, обучает вас тому, чего вы не знали» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 151).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что он был послан для воспитания высокой нравственности. Когда у него спросили, что значит высокая нравственность, он процитировал аят Корана:
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 199).
Затем он добавил: «[Высокие нравы] — это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или, например, родственные отношения с тем, кто оборвал их в одностороннем порядке]; когда даешь [помогаешь] тому, кто [в свое время] лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».
Из высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует, что нравственность бывает двух видов: общая и высокая. Общая нравственность относится к тем правилам морали и приличий, которые известны всем. А высокая нравственность – это то, чему можно обучиться посредством руководства Всевышнего, с которым и был послан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Во многих хадисах указано вознаграждение за благонравие, в числе которых довольство Всевышнего:
- Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах великодушен и любит великодушных. И Он любит высокие нравы и не любит дурные».
Райская обитель:
- Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что чаще всего будет помогать людям попадать в рай, и он сказал: «Страх перед Аллахом и благонравие».
Продление мирской жизни:
В хадисе от Савбана передается: «...Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной, не наполняет смыслом], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» (Ахмад, ан-Насаи, ибн Маджа).
Близость к Пророку в Судный день:
Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые, хвастливые и разглагольствующие» (Люди) сказали: «О посланник Аллаха, мы знаем, (кто такие) «болтливые» и «хвастливые», но (кто такие) «разглагольствующие»?» Он сказал: «(Это) надменные».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам был образцом высокой нравственности. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я служил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, десять лет и не было такого, чтоб он хоть раз меня ударил, упрекнул в чём-либо, поругал или сурово посмотрел».
Таким образом, полноценная вера невозможна без обладания высокой нравственностью. Ни число поклонов, ни уровень знаний не спасают верующего от неприятия Всевышним, если он не обладает высоким нравом. А высокий нрав возвышает его до степеней молящихся и постящихся. Как сказал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «У каждого дома есть основа. А основа Ислама – это благонравие».
Ася Гагиева