Обычно религию противопоставляют науке и знаниям – как будто религиозный человек априори не может быть образованным, развитым и наоборот. Но в Исламе совершенно другой подход. И в Коране и в Сунне есть немало призывов к тому, чтобы верующие стремились к знаниям.
Например:
«Стремитесь к знаниям, спрашивая у знающих, если вы не знаете» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 7)
«Того, кто вступил на путь поиска знаний, Всевышний наставляет на путь, ведущий в Рай» (хадис)
Выдающиеся мусульмане первых веков Ислама, унаследовавшие от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, почтение к знаниям, заповедовали друг другу обучение наукам и распространение знаний.
Превосходство знаний над богатством
Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше богатства: знание защищает тебя, а ты защищаешь богатство, знание – повелитель, а богатство подвластно ему, расходы сокращают богатство, а знание увеличивается от его расходования»
Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк Сулейман ибн Дауд получил право выбора между знанием, богатством и властью и выбрал знание, и ему были дарованы вместе с ним и богатство, и власть»
Аз-Зубайр ибе Абу Бакр рассказывал: «Мой отец написал мне, будучи в Ираке: «Ты стремись изучать науки. Если обеднеешь, то знание послужит тебе богатством, а если разбогатеешь, то оно станет для тебя украшением».
Значение ученых для общества
«Ученый выше по достоинству постящегося днем и проводящего ночи в бдении, а также воюющего на пути Аллаха, ведь если умирает ученый, в Исламе появляется брешь, которую не закроет никто, кроме ученого, замещающего его» (Али ибн Абу Талиб)
«Научное собрание искупает грех посещение семидесяти праздных сборищ» (Ата)
«Смерть тысячи усердных в поклонении, проводящих ночи в бдениях и постящихся днем, менее значительна, чем смерть ученого, сведущего в различении разрешенного и запретного» (Умар ибн аль-Хаттаб)
Преимущество ученых
«Лишь ученые достославны, ибо они – на правильном пути, и тем, кто ищет верный путь, - они поводыри.
Достоинство каждого – в меру его знаний, а невежи – враги ученым.
Так овладей же знанием, будешь жить с ним жизнью вечной.
Люди – мертвы, а ученые – живы» (Али ибн Абу Талиб)
«Нет ничего дороже знаний: цари – правители людей, а ученые – правители царей» (Абу аль-Асвад)
«Ученые приблизились к тому, чтобы быть владыками, а любое могущество, не подкрепленное знанием, неотвратимо обернется позором» (Аль-Ахнаф)
«Ученый и обучающийся – соучастники добра, остальные – из людей – люди дна, нет в них добра» (Абу ад-Дарда)
Ценность знаний
Фатх аль-Мосули (суфий) говорил: «Если больного лишить пищи, питья и лекарства, разве он не умрет?» Ему отвечали: «Да» И тогда он говорил: «Также и сердце – если лишить его мудрости и знания, то через три дня оно умрет».
Абдулла ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Приобретайте знания до того, как оно будет вознесено, а вознесение его – это исчезновение ученых. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, что мужи, которые пали смертью на пути Аллаха мучениками за веру, жаждут, чтобы их воскресил Аллах учеными, так как они видят честь, оказанную им. Никто не рождается ученым, ибо знание приобретается стремлением к нему».
Аш-Шафии говорил: «Из достоинств знаний: если кому-то припишут хоть малую часть его, тот радуется, если же умалить хоть на малость чьи-либо знания, тот испытывает печаль».
«О люди, стремитесь к знаниям, ибо у Аллаха есть одеяние, которое Он любит. Того, кто стремится к чему-то из знаний, Аллах облачает Своим одеянием, и если тот совершает грех, то Аллах трижды призывает его к раскаянию, чтобы не сорвать с него то одеяние, пусть бы даже оставался с ним этот грех до самой смерти» (Умар ибн аль-Хаттаб)
Ася Гагиева