Сообщается, что Абу Абдуллах ан-Нуъман бин Башир (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце» (Бухари, Муслим).
В Коране часто упоминается сердце и его ключевая роль в духовной жизни человека. Однако не все сердца одинаковы, какие-то из них «благословенны», чисты, непорочны, а какие-то отяжелены прегрешениями. Так что говорит Коран о «видах сердец»?
· Сердца, пораженные недугом
«О, жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы боитесь Аллаха, то не говорите мягко [с посторонними мужчинами], чтобы не возжелал вас тот, в чьем сердце болезнь [лицемерие]. Говорите с ними, как установлено [Шариатом]» (сура «аль Азхаб», аят 32).
Сердца, пораженные недугом, согласно толкованиям, - это сердца, склонные к совершению грехов, для которых любое действие может быть понято превратно и как призыв к греху. «Такие люди всегда готовы совершить скверный поступок, и порой для этого бывает достаточно малейшего толчка. А причина этого в том, что их сердца поражены недугом.
Они совершенно не похожи на тех, чьи сердца избавлены от подобного недуга, благодаря чему они не испытывают влечения к совершению грехов, не склоняются к ослушанию Аллаха и не поддаются искушению. Пораженные сердца не в состоянии вынести то, что без особого труда переносят здоровые сердца. Они легко поддаются соблазну и не способны противостоять самым незначительным факторам, подталкивающим человека к совершению грехов»
· Непорочные сердца
«…в день, когда [никому] не принесет пользу ни богатство, ни сыновья, но [легко будет тем], кто предстанет перед Аллахом с чистым сердцем» (сура «аш Шуара», аят 88-89).
Непорочное сердце, согласно толкованию, - это «сердце, в котором нет места многобожию и сомнениям, сердце человека, который ненавидит зло, не отстаивает еретические взгляды и не повторяет совершенных грехов. Если раб Божий сумеет избавиться от перечисленных пороков, то он непременно приобретет искренность, знание, убежденность и любовь ко всему блаженному и полезному». Саид ибн аль-Мусайиб сказал: «Непорочное сердце - это правильное сердце».
Также в другом аяте сказано:
«Вот он пришел к своему Господу с чистым сердцем» (сура «ас Саффат», аят 84).
Ибн Аббас (да будет Аллах доволен им) сказал: «Это означает, что он свидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха». Ибн Абу Хатим передал от Ауфа: «Я спросил Мухаммада ибн Сирина: «Что значит непорочное сердце?». Он сказал: «Оно знает, что Аллах — Истина, что Час уже грянет, и в этом нет сомнений, и что Аллах воскресит тех, кто в могилах». Аль-Хасан сказал: «Непорочное сердце — это сердце, очищенное от многобожия».
· Обращающиеся (кающиеся) сердца
«…Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало. И между ними Мы расположили реку» (сура «Каф», аят 33).
Как говорится в толковании: «То есть в День Воскресения он предстанет пред своим Господом покорным, с обращенным к Нему сердцем и смиренным пред Ним».
· Ожесточившиеся сердца
«После этого [несмотря на увиденные вами ошеломляющие чудеса, такие как воскрешение мертвого] ваши сердца ожесточились и стали подобны камням, или еще тверже. И, поистине, среди камней есть такие, из которых бьют источники. Среди них есть такие, которые раскалываются, и из них выходит вода. Среди них есть такие, которые падают [с высоты] от страха перед Аллахом. От Аллаха не скрыто ничего из того, что вы делаете» (сура «аль Бакара», аят 74).
Сравнив сердца нечестивцев с камнями, Всевышний упомянул о том, что и камни бывают разными. Возможно, и жестокие сердца бывают время от времени мягкими. Например, те, кто проявляется жестокость к незнакомым, но милосерден к близким. Или тот, кто ненавидит людей или умиляется от животных.
Комментаторы говорят: «Аллах упомянул о превосходстве камней над сердцами нечестивцев и сказал, что среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются так, что через них протекает вода. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Благодаря этим качествам даже камни превосходили сердца нечестивцев, и поэтому они заслужили самое суровое предупреждение».
· Неразумные сердца
«И как много джиннов и людей Мы создали для Ада! У них сердца, которые не понимают, у них глаза, которые не видят, и у них уши, которые не слышат. Они подобны животным – но даже более заблудившиеся [поскольку они оставили то, что могло бы принести им вечную пользу, и обратились к тому, что стало для них причиной вечных наказаний]. Они – беспечные [не знающие собственной выгоды]» (сура «аль Араф», аят 179).
Они имеют сердца, которые не способны воспринимать истину. Полезные знания не проникают в них, но лишают этих грешников возможности оправдаться собственной неосведомленностью. Они имеют глаза, которые не способны увидеть то, что может принести им пользу. Напротив, они упускают из виду все полезное и необходимое. У них есть уши, которые не способны услышать истину и донести услышанное до сердец.
Если учитывать особенности упомянутых как в позитивном, так и в негативном контексте сердец, то можно понять, что путь очищения сердца, возвращения от жестокого, пораженного к непорочному и мягкому лежит в размышлении, поклонении и обретении благоразумия. Ведь даже если камни способны источать воду или раскрываться, то наверняка и человеческие сердца способны к глубоким благоприятным переменам.
Islam-Today