Уроки Корана: не препирайтесь!
Одним из уроков, которым учит Коран, является отказ от препирательств и споров. Всевышний упоминает и о последствиях таких действий. Так, в суре «аль Анфаль» («Трофеи») говорится:
«Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах - с терпеливыми» (аят 46) Разногласие во мнениях – естественное явление, но углубление в эти разногласия, попытка навязать другим свое мнение приводит к конфликтам и недовольству Аллаха. Однако это не последние потери верующего на этом пути…
- Потеря сил и мотивации. Если допустим, группа людей, состоящая из десяти человек, займутся решением проблемы, и у каждого из них будет свой вариант, то углубление в споры может ослабить их мотивацию и желание работать над решением. Таким образом, они не придут к конструктивному решению, ослабнут узы братства между ними. Как говорит Всевышний в Коране, последствие такого поведения является беззаконие и смута. В суре «аль Анфаль» («Трофеи») приводится следующий аят: «Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (аят 73)
- Нехватка в вере. Проявлений веры множество, среди которых можно назвать и благонравие, и свидетельство, и совестливость и другие. Среди тех, которые уменьшают веру или делают ее неполноценной, числится склонность к спорам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не станет полной вера раба, пока он не откажется от лжи в шутках и от споров, даже если будет говорить правду» (Ахмад)
- Большее заблуждение. Говорят, в спорах рождается истина. Но также справедливо и то, что в спорах рождаются еще большие заблуждения. Возможно, потому что очень часто в спорах люди стремятся утвердить свое Я, отстоять свое мнение больше, чем найти истину и быть справедливыми. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом: «Не впал в заблуждение народ после того, как Всевышний наставил его на истинный пути, кроме как из-за споров» (ат-Тирмизи, Ахмад)
- Унижение другого. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин – брат мусульманина: он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не обманывает» (Бухари, Муслим) Одним из проявлений веры и благонравия является уважение к другому, отстранение от того, что может ранить егои или обидеть. Спор – плодотворная почва для возникновения ненависти и вражды жруг к другу. Так Ибн Абу Ляйля, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я не стану спорить со своим товарищем, ибо делая это, я либо опровергаю его слова, либо заставляю его гневаться».
- Признак неуверенности и предвестник поражения. Одни из способов победить оппонента в споре – не спорить с ним вообще. В множестве хадисов, описывающих слова и поведение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не встретишь историю про то как он спорил или конфликтовал с кем-либо. Но тем не менее ему удалось призвать к Исламу целые народы и племена. Спорщики же, напротив, часто являются людьми дурного нрава и пораженческих жизненных позиций. Как говорил Билял бин Саъад, да будет доволен им Аллах: «Если увидишь упорствующего, спорящего и восторгающегося собственным мнением человека, то знай, что понес он полный ущерб»
- Возникновение разлада, ненависти, вражды. Споры часто являются причиной разрыва отношений. Споры могут развести родственников, друзей, единоверцев. Это довольно опасное для единства средство выражения своей позиции. В Коране Всевышний говорит: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, – быть может, вы будете помилованы» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 49)
- Отдаление от Рая. В споре так вреда, что за отказ от него в хадисе Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обещал Рай: «Кто оставит спор с другим, будучи сам неправ, тому Аллах построит дворец в предместьях Рая. А тому, кто оставит спор, будучи прав, Аллах построит дворец на самой высокой части Рая» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).
Ася Гагиева
Читайте также:
-
Кто много говорит, тот много ошибается
Язык является большим благом. Но и вреда от него может быть не меньше. Он способен привести как в Рай, так и в Ад. Вера и неверие определяются тем, что говорит язык. Язык говорит либо истину, либо ложь. Сфера деятельности других органов тела, более узка. Ухо только лишь слышит, а глаза только лишь видят.
-
Если родители неверующие или грешники, то как относиться к ним с точки зрения Ислама?
Асма Бинти Абу Бакр (радыйаллаху анха) сказала: «Однажды, когда моя мать была еще идолопоклонницей, она пришла, и я спросила у посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям): «Моя мать пришла ко мне, чтобы увидеться со мной. Должна ли я хорошо относиться к ней?»
-
Можно ли читать Коран в доме, в котором на стенах развешаны картины или портреты?
Естественно, на картинах могут быть разные изображения, да и сами картины могут иметь разное качество. На них могут быть изображены люди, а также неодушевленные вещи. В том случае, когда в комнате имеются картины, на которых представлены неодушевленные предметы и пейзажи, то...
-
Эти факты из жизни Великих имамов должен знать каждый мусульманин
Мазхабы этих четырех благословенных имамов основаны на книге, сунне, единогласном мнении общины (иджмау-умма) и на кыясе факихов (кыйасу фукаха).
-
Могут ли супруги видеть друга полностью обнаженными?
Если внимательно изучить книги по фикху, то мы обнаружим, что в них нет никаких...
-
Какую дуа нужно читать за родителей?
И при жизни, и при смерти обязанность мусульман – почтительное отношение к своим родителям, совершать только благое, помнить и заботиться о них, просить Всевышнего о них. Дуа, совершаемое за родителей, принимаются Всевышним сразу же и приносят верующему баракат:
-
"Если ты исполнишь это, то никто не сможет достичь тебя и сравниться с тобой"
Всевышний Аллах Милостив и Милосерден к своим творениям, а Его щедрость не ведает границ. Поэтому говорить, что человек израсходовал предоставленные блага Аллахом на земле не совсем верно, ибо здесь проскальзывает нотка сомнения в безграничности возможностей и в щедрости Милостивого Создателя. Правильнее будет подойти к этому вопросу с точки зрения справедливости.
-
10 лучших дел для первых 10 дней месяца Зуль-хиджа
Только у мусульман прошла грусть по поводу окончания месяца Рамадан, как приходит другое время, полное благословения Аллаха, Его милосердия и возможностей для получения Его вознаграждения. Это время приходится на начало месяца Зуль-хиджа и продолжается в течение 10 дней. Название месяца означает по-арабски «месяц хаджа».