Коран является руководством для богобоязненных и желающих идти истинным путем. Каждая сура Корана уникальна, его язык неповторим, смысл – глубокий, а божественные рекомендации могут осмысляться в течение жизни.
В одной из сур Всевышний призывает верующих к соблюдению определенных правил, следование которым помогает как разрешить конфликты, так и избежать их возникновения. Итак, уроки суры «аль Худжурат»
1. «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный». (аят 12)
Дурные мысли становятся почвой для недоверия, а потом это сказывается на поведении и в конце концов на отношениях. Дурная мысль может породить проблемы, которых могло бы и не возникнуть, не питай человек своих помышлений поиском подтверждений и ожиданием какой-либо ошибки со стороны другого. Возможно подобных мыслей не избежать, но решение – в том, чтобы не питать их и не позволить им разрушать дружбу и отношения.
Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три (порицаемых) качества присущи моей общине. Это – обращение внимания на дурные предзнаменования, зависть и плохие мысли о других». У него спросили: «А как избавиться от них, если они есть у кого-то?» На что он ответил: «Если появилось чувство зависти, то просите прощения у Аллаха. Если появляются плохие мысли о ком-то, не ищите подверждения им. А если увидели плохое предзнаменование, то продолжайте свой путь». (Табарани)
2. «Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы». (аят 10)
В хадисе сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны телу: когда (одну) из его частей поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Муслим)
Примирение верующих подобно воссоединению этих частей – верующий видя разлад между братьями, не должен оставаться в стороне, а должен стараясь блюсти справедливость привести враждующих к миру. Также в другом аяте сказано: «Крепко держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь».
3. «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном». (аят 6)
Также одна из частых причин разладов – вера словам недобросовестных людей, которые могут из зависти или злобы распространять ложные слова или обвинения. Поверить такому человеку – значит навредить невинным людям, а затем и сожалеть о содеянном. Поэтому прежде чем делать выводы и принимать решения, нужно прояснить основу – каковы мотивы «доброжелателей», насколько правдивы их слова и т.д.
4. «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных». (аят 9)
Настоящие мир и согласие строятся на основе справедливости и договора. Мир и дружба невозможны на основе притеснения одних и власти других. Поэтому надо стараться привести группы или братьев к единству посредством установления справедливости.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как передается в сахихе Бухари, сказал: «Помогай брату своему (независимо от того) притеснителем он является или притесняемым». Его спросили: «О Посланник Аллаха, я помогу ему, если он окажется притесняемым, но скажи мне, как я могу помочь ему, если он притеснитель?» На что он сказал: «Ты можешь удержать его от притеснения, и поистине это станет для него помощью».
5. «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (аят 11)
Обидные прозвища, насмехательство, оскорбления со временем вносят разлад и враждебность в отношения. Ислам обязывает нас к проявлении лучших качеств и следованию лучшим манерам в отношении близких и дальних, единомышленников и оппонентов. Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, искоренял среди последователей подобные привычки. Так воспитывались лучшие из верующих.
Ася Гагиева