С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Иногда человек становится рабом сделанного ему зла. Вернее, рабом идеи о мести и обиды, горящей в адрес притеснителя. Обида – это одна из цепей, наброшенная на сердце, которая сжимает и теснит его. В таких ситуациях верующему тяжело оставаться верным пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который был великодушен к своим врагам и прощал обиды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был учителем высокой нравственности, одной из частей которой является именно умение прощать.
Что происходит с верой человека, когда он таит обиду, злится на своего брата? Несомненно, она уменьшается. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не уверует ни один из вас, пока не возлюбит для своего брата то же, что и для себя». Более того, мысли об обиде не позволяют верующему сосредоточиться на хорошем и посвятить свои мысли и сердце полезным и приятным формам богослужения. Помимо этого сердце человека как будто постоянно связано с плохими мыслями об обидчике и он тем самым в каком-то смысле становится его рабом, зависимым от обидчика.
Человек не может изменить случившегося, однако в его силах изменить свое отношение к этому и подобрать «разумный ключик» к неприятностям своей жизни. в случае обиды и морального притеснения со стороны других таким ценным ключиком является так называемый «принцип верхней дороги».
Три ступени в общении с другими
«Мы становимся лучше, когда начинаем обращаться
с другими лучше, чем они обращаются с нами»
Дж. Максвелл
Американский мыслитель, лектор и тренер по вопросам межличностного общения Джон Максвелл пишет: «В отношениях с другими есть только три пути. Мы можем выбрать:
- нижнюю дорогу – и обращаться с другими хуже, чем они обращаются с нами;
- среднюю дорогу – и обращаться с другими так же, как они обращаются с нами;
- верхнюю дорогу – и обращаться с другими лучше, чем они обращаются с нами.
Движение по нижней дороге портит взаимоотношения и настраивает людей против нас. Выбор средней дороги не отталкивает людей от нас, но и не привлекает их к нам; это путь скорее пассивный, чем активный. Движение по верхней дороге помогает создавать позитивные взаимоотношения и притягивает к нам людей».
Для верующего, в большинстве случаев, пригоден путь по верхней дороге: то есть обращаться с другими лучше, чем они обращаются с ним. Потому что верующий смотрит дальше этого мира, этой жизни, и понимает, что прощение дарует ему гораздо больше удовлетворения, чем месть и долгая обида на притеснителя.
Можно ответить на зло ответным злом, но тогда мы становимся очередным звеном в цепочке зла. Месть не избавляет человека от собственной боли подобно тому, как не может, например, инвалид, потерявший ногу, обрести ее, лишив ноги другого человека. Всевышний говорит в Коране: «Пусть обладающие достоинством и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве не желаете вы, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный» Этот аят был ниспослан в связи с тем, что Абу Бакр поклялся не давать милостыню одному из своих родственников, Мистаху ибн Усаса. Мистах был одним из переселенцев и бедняком, однако решение Абу бакра было принято по причине того, что Мистах был в числе тех, кто распространял сплетни, клевету про Аишу, дочь Абу Бакра.. Услышав этот аят, Абу Бакр воскликнул: «О да! Я хочу, чтобы Аллах простил меня». И изменил свое решение в отношении Мистаха.
В другом аяте Всевышний говорит: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников»
Основой искреннего служение Аллаху является внутренняя свобода и независимость верующего. Однако будучи в обиде или гневе на кого-либо по причине личной обиды, человек лишается этой независимости. Как мы говорили ранее, он становится в мыслях, в душе связанным со своим обидчиком и это затрудняет его духовный путь. Потому что духовный путь – это как раз та дорога, которая должна быть пройдена налегке.
Простить человека значит не только оставить мысли о мести, но и изменить свое плохое мнение о нем на хорошее или на хотя на нейтральное. Потому что никто никогда не может быть автономным, психологически независимым, если он считает другого плохим или неправым. Поступок другого может быть действительно плохим, но это не значит, что сам по себе этот человек является таковым, это не значит, что он не может измениться и осознать свою ошибку. Ни одна душа не знает, что она приобретет завтра.
Наиболее короткий путь к забвению обиды и внутреннему освобождению от угнетателя – это ответить ему… добром. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» На подобное отношение требуется действительно значительная доля терпения, мудрости, веры. Однако и вознаграждение за такое отношение к другим – великое. Такая позиция подтверждает верность мусульманина Всевышнему Аллаху и его независимость от поступков и действий Его творений.
Важно понимать, что укрепление веры, возвышение по ступеням перед Всевышним Аллахом происходит не только во время поста и молитв, но и процессе подобных ситуаций, в процессе общения, взаимодействия с людьми. И одной из ступенек к милости и довольству Аллаха является как раз принцип верхней дороги – снисходительность, прощение, великодушие к окружающим людям.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.