С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В наше время некоторые мусульмане углубляются в вопросы, не имеющие конкретного ответа и практической ценности. То, что это вопросы религиозного характера, не избавляет от многочисленных споров между приверженцами разных взглядов и не отдаляет от ненависти друг к другу. Чтобы оценить подобное явление, стоит вспомнить имамов нашей уммы и их отношение к таким дискуссиям.
Исламские ученые всегда ценили религиозное знание превыше остальных видов наук. Это наиболее характерно для таких великих ученых нашей уммы, как Абу Ханифа, аш-Шафии, Малик, Ахмад бин Ханбаль и др. Их почтение к религиозному знанию было связано с их пониманием того, какое благотворное влияние оно оказывает на религиозную практику и духовный уровень верующего. В то же время такое отношение заставляло их презирать те вопросы, которые не имеют практического значения и используются только для того, чтобы блеснуть эрудицией или принять участие в дебатах.
Так, однажды имам Малика ибн Анаса один человек спросил о словах «Милостивый вознесся на Трон» (сура «Та Ха», аят 5) «Как Он вознесся?» Малик понизил свою голову и начал покрываться потом. Затем он поднял голову и сказал: «Истава» («вознесся») – неизвестна, образ – немыслим/абсурден, вера в него обязательна, спрашивать об этом – новшество, и я думаю, что ты никто иной, как заблудший». Затем приказал, чтобы его вывели.
Такое же отношение к знаниям было характерно, например, для ученика Малика – Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Он был предан религиозным знаниям, но не уделял внимания и сил тривиальным вопросам, не имеющим практического значения и используемым только ради дискуссии. Ему принадлежат слова: «После исполнения основных религиозных обязательств нет ничего лучше, чем устремление к получению знаний». Он также говорил: «Никому не было на этой земле даровано нечто большее, чем пророчество. И самое лучшее, чего может достичь человек, это религиозное знание и понимание религии».
Так было сказано, потому что религиозное знание и понимание приближает нас к тому, с чем приходили посланники Аллаха. Но эти знания не должны использоваться ради демонстрации и признания. Как говорил один из ученых: «Демонстрация знания ожесточает сердце и делает человека мелочным и злобным».
Зачастую именно такие черты характерны для любителей дискуссий – широкие на первый взгляд познания, фонтан терминов и доводов часто идут под руку со злобой, нетерпеливостью и неуважением к собеседникам. Что в свою очередь провоцирует возникновение конфликтов и бесполезных споров.
Ученые презирали подобные обсуждения. Они говорили: «Вступление в дискуссию с каждым, кто приходит к тебе с доводом, принижает знание».
Так, однажды имаму аль-Шафии предложили написать книгу-опровержение на доводы одной из сект, убеждением которой было то, что за грехи не придется отвечать в будущей жизни. Он ответил, что лучше оставить это без внимания, так как он понимал, что это никого не приблизит к Аллаху, а только спровоцирует волну враждебности и ненависти друг к другу.
Так поступали многие ученые. Они могли бы спорить, писать и давать опровержения на любые вопросы и доводы, но они этого не делали. Не из недостатка знания, а из глубокого понимания религии, их нацеленности на пользу и благо, а не на показуху.
И если такого отношения придерживались большие ученые, тогда оно более необходимо и менее знающим мусульманам. Потому что по недостатку знаний обсуждением сомнительных вопросов можно ввести в заблуждение не только других, но и себя.
В одном из хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло.
(Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям».
Знание, с которым пришел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, должно служить главным образом на пользу и благоустройство как мирской, так и вечной жизни. Оно не должно воздвигать между мусульманами преграды в виде бесполезных обсуждений и разделения на приверженцев разных точек зрения. Таким образом, главное предназначение религиозных знаний – это приближение к Аллаху, так как знания побуждают нас к смирению, скромности и искренности и к действиям, которые вызывают довольство Аллаха. То же касается мирских знаний. Они помогают нам удовлетворить свои потребности и держать в порядке свою жизнь. И это соответствует совету, который давали ученые своим последователям: «Посмотри, в чем есть польза для твоего дня и для твоей ночи, а затем займись этим».
Ася Гагиева