Наряду со стремлением многих мусульман совершенствовать свой нрав, расширять религиозную практику и приблизиться к образу «идеального» мусульманина или верующего нельзя не отметить и такое явление, которое можно назвать религиозным самобичеванием.
Оно выражается в том, что человек верит и считает, что чем тяжелее его практика, чем больше он причиняет себе страданий и унижений, тем он ближе к Богу и к совершенству в вере и в религии. Такое поведение и тип мышления сложно назвать полезным как для самого человека, так и для окружающих. Однако некоторые отрывки и хадисы могут напомнить об отличительной черте Ислама – умеренности, сбалансированности.
Как известно из хадисов, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, препятствовал тому, чтобы мусульмане изнуряли себя непосильной религиозной практикой. Так, однажды он зашел в мечеть и увидел там привязанную между двумя столбами веревку. Он спросил, что это за веревка, на что ему ответили, что она привязана для одной из молящихся, которая держится за нее, когда устает от совершения многочисленных молитв.
Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отвяжите эту веревку, и пусть каждый из вас совершает молитвы, пока будет сохранять бодрость, и пусть оставляет их, когда станет уставать». (Бухари) В другом хадисе также передается, что он сказал: «Вы должны делать только то, что вам по силам! И клянусь Аллахом, Аллах не устанет (вознаграждать вас за поклонение), пока вы сами не устанете». (Бухари)
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принес Ислам как легкую и гармоничную религию, поэтому она так легко и быстро была принята многими людьми. От Абу Мусы и Анаса передается, что отправляя сподвижников к людям, он говорил им: «Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари, Муслим)
Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорил сподвижникам: «Поистине, вы посланы чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи)
О том, что легкость является чертой Ислама сказано в Священной книге. Так, к примеру, Творец отвращает людей от чрезмерности и лишних вопросов, которыми они могут усложнить себе религию и жизнь, предупреждая также о последствиях подобного поведения:
«О верующие! Не спрашивайте о вещах, которые могут принести вам огорчение, если будут открыты вам. Уже спрашивали об этом люди до вас, после чего стали неверующими». (сура «аль Маида», «Трапеза», аяты 101-102)
Человек, как сказано в другом аяте, создан слабым, он не может долго выдерживать изнурения и тягостей. Даже благие мотивы не способны расширить возможности его тела, сердца, он непременно столкнется со своими ограничениями. Поэтому упрекая за то, что некоторые сподвижники не жалели себя в поклонении, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что в будущем это может лишить их мотивации даже в обязательному поклонению. «Строгий режим поклонения» граничит с отчаянием в своей религии и потерей сил даже для небольших актов ибады.
Трудности, тягости, мученичество не обязательно должны быть частью повседневной практики верующего. Ислам радует, облегчает, гармонирует с природой человека – так пожелал Всевышний:
«Аллах желает вам облегчения и не желает ля вас затруднений». (сура «аль Бакара», «Корова», аят 185)
«Не сделал Он для вас никакого затруднения в религии». (сура «аль Хадж», аят 78)
Это значит, что человек, который исповедует Ислам не обременяя себя, других, радуя и устраняя трудности, более близок к «истинному мусульманину», чем тот, кто суров к себе, строг к другим и выбирает только самые тяжелые формы поклонения. Всевышний проявил к нам милость, почему же лишаем себя возможности принять ее?..
Ася Гагиева