Фото: SkyNextphoto/ elements.envato.com
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых…» (2:155) Все мы проходим через «чистилище» испытаний, трудностей, но быть испытанным еще не значит пройти его.
Почему?
Потому что люди по-разному справляются с трудностями. Чей-то внутренний мир рушится вместе с внешними переменами, погружается во тьму разочарования, негативных мыслей и саморазрушающего поведения. А кто-то, принимая удары судьбы, выходит с поля жизни победителем. Но здесь необходимо разъяснить, что мы подразумеваем под победой. Выйти победителем из жизненных испытаний не значит восстать против воли Всевышнего, как это сделал Иблис. Победить значит пройти испытание, проявляя терпение. Как сказано в хадисе: «И знай, что нет победы без терпения». Но опять же – возникает вопрос относительно терпения, ведь его легко спутать с беспомощностью. Терпение в контексте жизненных испытаний – это смирение.
Подчинение воле Всевышнего, доверие Его решениям и вера в благой исход. Это не значит не испытывать или не проявлять адекватных ситуации чувств. Ведь даже Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проливал слезы по причине потери своего сына. Но при этом он говорит: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу!». Это можно назвать «инструкцией к испытаниям»: признать случившееся, «дать слово» чувствам, но при этом говорить, делать и даже думать то, чем доволен Всевышний.
Многие оправдывают свою черствость, недоверие, жестокость и злобу тем, что через многое прошли. Как будто их испытания дали им право быть негодяями. Но это свидетельствует только об одном – что они не прошли экзамен, и скорее всего им придется сдавать его снова, пока они не сделают иных выводов. Всевышний сказал в Коране: «(Вспомни, Мухаммад) как Мы сказали тебе: «Воистину, твой Господь объемлет людей (знанием и мощью). Воистину, видение, которое Мы показали тебе, а также дерево, проклятое в Коране, — это только испытание от Нас для людей. Мы устрашаем их, но (от этого) лишь усиливается их непокорность». (17:60)
Но есть те, которые пройдя череду трудностей, сохраняют человеческое лицо, доброту, достоинство. Каждое испытание делает их смиренней перед Всевышним (не путать с беспомощностью!), ближе к Богу и как будто преображают их. Как писал Дж. Холлис: «Мы можем многому научиться в результате травм, но если мы не научимся, то получим их снова, в другой ситуации, или станем отождествлять себя с ними. Многие из нас так и остались в прошлом, идентифицируясь со своей травмой. Бог, наверное, «предал» Иова, но в конечном счете потрясаются именно основы мировоззрения Иова; он переходит на новый уровень сознания, и его испытания становятся божьим благословением».
То же самое относится и к позитивным испытаниям. В Коране сказано: «Мы испытываем вас добром и злом для искушения, и к Нам вы будете возвращены» (Коран 21: 35) Если мирские блага стали причиной приближения человека к Создателю, причиной улучшения его нрава, значит, он справился с ними. Но если они стали поводом для его высокомерия, заносчивости и совершения бесполезных или плохих дел, это признак того, что данная «миссия провалена».
Отсюда можно сделать вывод, что личность человека в большей мере делают не события его жизни, а то, как он прошел их. Неудачник – не тот, кто столкнулся с испытаниями, а тот, кто не сумел пройти их. Также, как и победитель – не тот, кто не испытал трудностей, а тот, кто проявил должное терпение и выдержку. В этом отношении испытания могут стать для нас либо камнем на шее, ведущим на дно ада, либо же трамплином в рай.
Ася Гагиева