С сожалением приходится наблюдать за тем, как иногда в среде мусульман, особенно в интернет-пространстве, происходит деление на все новые и новые течения, распределение мусульман по группам и сектам. Открыто публикуются слова некоторых ученых о том, что не стоит здороваться, общаться, вести дела с теми, кто следует иным убеждениям. Те, кто считает себя правыми (а правыми считают себя все они), позволяют себе оскорблять, насмехаться и выражать презрение к последователям других течений. И все же каждый из них находит и оправдание, и довод в защиту своих позиций. Достоверность доводов, конечно, может различаться от одной группы к другой, но помимо выяснения того, кто прав и кто - не очень, важно обратить внимание на то, как влияют эти разделения в целом на состояние уммы и каждого из участников споров и конфликтов.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 103)
Толкователи сказали о словах этого аята следующее: «Слово Аллаха: «и не разделяйтесь» – повеление держаться общины и запрет на разделение. Существует множество хадисов, запрещающих разделение и побуждающих к объединению. Так, в достоверном хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах доволен вами из-за трёх вещей и гневается на вас из-за трёх вещей: Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему в сотоварищи никого; когда вы держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяетесь; чтобы вы благостно относились к тем, кому Аллах дал власть над вами. Он гневается на вас из-за трёх вещей: пустые разговоры (тот сказал, и так-то сказали), множество (ненужных вопросов) и расточительство имуществом» (Муслим, 3236)
Слово Аллаха: «И помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» (до конца аята). Этот аят был ниспослан по поводу племён аль-Аус и Хазрадж. Между ними постоянно возникали войны в доисламский период и постоянная вражда, ссоры и тяжбы. По этим причинам войны затянулись, и участились столкновения между ними. Когда Аллах даровал им ислам, многие люди приняли его и стали братьями, любящими друг друга ради Аллаха и помогающими друг другу в благочестии и богобоязненности. Всевышний Аллах сказал об этом:
«Он - тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все то, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их сердца» (8:62-63 до конца аята)
В основе такого разделения лежит также высокомерная уверенность в непорочности и истинности своего пути «по сравнению» с заблуждением тех, кто выбрал иную дорогу. На самом деле, никто не может быть уверенным в своей правоте. Ведь бывало и так, что даже Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Всевышний исправлял, ниспосылая аят, и предлагая другое решение, чем то, которое он, да благословит его Аллах и приветствует, принял до этого. В этом – также важный урок для всех нас, заключающийся в том, что только Всевышний Аллах является всезнающим и обладателем истины, только Он, и мы не можем наверняка знать о Его решениях, мнении, отношении к тем или иным людям.
В своих разногласиях и спорах мы иногда подобны слепым мудрецам из известной притчи, которые решили выяснить, что собой представляет слон. Они не могли охватить его, и потому каждый из них мог потрогать только какую-либо его часть. Один из них, взявшись за ногу, сказал, что слон – это дерево. Другой, взяв за ухо, сказал, что слон – это веер. Третий, взявшись за хвост, сказал, что это веревка. Четвертый, трогая бивни, сказал, что слон – это копье. Они долго спорили, и каждый оставался на своем. Так они и не пришли к единому мнению… Так же и мы. Может быть, истина гораздо шире и глубже наших представлений и убеждений. Что, если мы так же, хватаясь только за определенные стороны, настаиваем на своем и не видим целостной картины? И к тому же сеем вражду и непонимание, не принимая в счет чужих доводов?
Возможно, человек, которого мы упрекаем, находится ближе к Всевышнему, чем мы, уверенные в своей правоте и истинности своих убеждений. Поэтому, может, нам стоит, оставив роль судей, сосредоточиться на воспитании высокой нравственности в самих себе?.. Ведь истина – это не только про слова, которые ты говоришь, и верования, которым ты следуешь, но и про твой нрав. В конце концов, согласно достоверному хадису, наилучшей верой обладает не тот, кто может переспорить других или звучит более убедительно, а тот, кто обладает благим нравом. А терпение, снисхождение, дружелюбие все-таки ближе к нему, чем агрессия, ненависть и разделение представителей одной и той же религии на «своих» и «чужих». Благонравие – это то, что поможет нам оставаться единой уммой, даже если тысячи «ученых» будут призывать нас к бойкоту и вражде с другими.
Ася Гагиева