В достоверном хадисе передается: «Дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасет стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть свое заповедное место, и, поистине, заповедным местом Аллаха на земле является то, что запрещено Им» (Бухари)
Набожность праведника – это не эпизодическое проявление богобоязненности, а избегание больших и малых грехов, исполнение обязательств и оставление сомнительных вещей ради чистоты своей религии и чести. Лучшими примерами набожности являются пророки, а затем их искренние последователи. И их истории проявления набожности не менее убедительны, чем их призывы к нему.
Набожность Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не позволял себе даже «сомнительного» финика. Он никогда не ел найденный им финик, не зная, откуда он и кому принадлежит. Он говорил: «Когда я нахожу финик, то поднимаю его для того, чтобы съесть, и в этот момент я боюсь, что он является частью милостыни, тогда я оставляю его» (Бухари)
Он не позволял запретное даже детям, приучая их к честности и богобоязненности. Так, когда однажды Хасан ибн Али схватил финик, чтобы съесть его, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одернул его, сказав: «Тьфу, тьфу! Неужели ты не помнишь, что мы не кушаем милостыню» (Бухари)
Набожность Зейнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах
Набожность испытывается не только в повседневных ситуациях, но и в критических. Известно, что жена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была набожна и при этом они с Аишей, да будет доволен ею Аллах, соперничали и соревновались друг с другом. Когда истории лицемеров об Аише, да будет доволен ею Аллах, распространились по Медине, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил об этом мнение Зейнаб. Но она несмотря на соперничество, защитила Аишу, сказав: «О Посланник Аллаха, я не говорю того, чего не слышала и не видела. Клянусь Аллахом, мне известно о ней только благое». Впоследствии Аиша, да будет доволен ею Аллах, узнав о поступке Зейнаб, говорили: «Зайнаб соперничала со мной перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а Аллах оберег ее набожностью» (Бухари)
Набожность Абу Бакра, да будет доволен им Аллах
У Абу Бакра, занимавшегося торговлей, был юноша-продавец. Однажды этот юноша принес еду, и когда они вместе поели, сказал: «Не хочешь ли ты узнать, откуда я это взял?» Абу Бакр поинтересовался, и он сказал: «Когда я еще не был мусульманином, я нагадал одному человеку судьбу. И поскольку я не умею гадать, мне пришлось просто обмануть его. И вот сегодня он решил отблагодарить меня». Услышав это, Абу Бакр положил в рот пальцы и вырвал все, что съел.
Набожность Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах
Умар ибн аль-Хаттаб выделил первым мухаджирам определенную сумму, а своему сыну уменьшил долю. Когда его спросили о причине этого, он ответил: «Он переселился со своими родителями, потому что был мал, поэтому я не могу сравнить его с остальными» (Бухари)
От Сааляба ибн Аби Малика передается следующая история: «Когда Умар, да будет доволен им Аллах, распределял плащи между женщинами Медины, у него остался один хороший плащ. Кто-то из его окружения предложил: «О правитель правоверных! Отдай его дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая живет с тобой», имея ввиду Умм Кульсум, дочь Али и внучку Пророка. На что Умар ответил: «Умм Салит имеет на него больше прав, она шила нам бурдюки в день битвы при горе Ухуд» (Бухари)
Набожность не проявляется в следовании тонкостям при совершении больших грехов и неисполнении обязанностей. Когда люди переживают о длине бороды, не исполняя своевременно утренней молитвы – это не набожность. Набожность праведников – это высокий уровень богобоязненности, нижними ступенями которого являются оставление грехов, добросовестное и полноценное исполнение обязательств и потом уже отстранение от сомнительного. Те, кто преуспел на первых ступенях, остерегаются даже дозволенного, возводимого ими преградой между ними и грехом. Как говорили некоторые из таких поклоняющихся: «Мы воздерживались от семидесяти дозволенных вещей из-за боязни попасть в грех».
Ася Гагиева